Статьи

Эстрадный вокал. Мурат Насыров.

Эстрадный вокал. Мурат Насыров.

Эстрадный вокал. Мурат Насыров – короткая, но яркая музыкальная судьба!

Училище.

Мурат был не похож на других студентов.

Ко времени поступления в училище имени Гнесиных я окончил технический вуз, успел поработать инженером на заводе и вокалистом в варьете. В моём сознании существовал определённый образ студента-музыканта. 

Я в общем представлял как именно выглядит студент музыкального заведения, как одевается, как разговаривает, как себя ведёт. Мурат был другим, он не вписывался ни в какие представления.

Музыкальность.

При всей юности и хрупкости телосложения в нём сочеталось мужское начало и творчески-сосредоточенное состояние, которое подчёркивало его принадлежность к искусству. 

Его музыкальная гибкость и наполненность музыкой раскрывались в тот момент, когда он начинал петь. В каждом его исполнении присутствовало знание произведения, умение погрузиться в него, личностное отношение к каждой спетой фразе. Осознанность и надёжность голосообразования его были на высоте. К тому же можно сказать, что он прислушивался, но был независим от любого мнения. Многое в его поведении и образе было для меня интересно и ново.

Мы не только уважали друг друга, но относились друг к другу тепло. Поскольку наши музыкальные вкусы во многом совпадали, то у нас почти не было споров и разногласий. Для этого просто не было причин. В этом смысле у нас была одинаковая оценочная шкала.

Конкурс.

На конкурс Ялта 91 я ехал побеждать, а победил Мурат.

Оказавшись за бортом призёров, я испытал шок, стресс, удар по психике и самолюбию. Время немного подлечило и я продолжил волшебное путешествие в прекрасный, неизведанный, чарующий мир эстрадного вокала.

Встречи.

После нашего окончания училища пересекались мы с Муратом редко. Он работал в клубах, ресторанах, я работал в клубах, ресторанах. И наши случайные встречи после нескольких счастливых  лет обучения в училище на Ордынке всегда были радостны и беззаботны.

Однажды встретились в Музторге на Таганке. Он говорил, что много времени посвящает занятиям на акустической гитаре и ещё на каком-то национальном уйгурском инструменте, названия которого я не запомнил. Помню лишь, что радовался нашей встрече. Радовался ещё и тому, что он, несмотря на существенное снижение его популярности, оставался в музыке. Он был полон различных творческих планов. 

В конце 90-х, начале 2000-х годов было важно не сломаться, не сгинуть в водовороте бурных событий, происходящих в стране. Помню, что в тот раз мы разговаривали достаточно долго.

Юбилей.

В 2005 году я пригласил его на своё 45-летие. Отмечали в стенах музыкального факультета МПГУ. Там я тогда работал – руководил эстрадным отделением, бакалавриатом и магистратурой, был заместителем декана музыкального факультета МПГУ. На торжестве присутствовали сотрудники факультета и некоторые мои друзья. Приехали Мурат с женой Наташей, Феликс Царикати с музыкантами и другие гости.

Посреди вечера мы все, в меру разогретые, стали по очереди исполнять различные музыкальные хиты на русском и английском языках. Помню, Феликс пел свой репертуар, Мурат пел что-то из Джорджа Майкла. В тот торжественный вечер нами было спето немало прекрасных эстрадных произведений. Наиболее запоминающимся оказался «Маскарад» Джорджа Бенсона. Наше совместное с Муратом пение «Маскарада» было полной импровизацией. Каждый из нас пел свой большой кусок, иногда мы включались в пение друг друга и наши голоса звучали в спонтанно возникающий интервал. Но главным моментом исполнения этого произведения, его кульминацией стал отрезок, где мы по очереди стали импровизировать на повторяющиеся аккорды фа минор – си бемоль мажор. Получилась своего рода перекличка по вопрос-ответному принципу. Надо сказать – это было нечто. Гости вместе с нами взревели от переполнявших всех эмоций и удовольствия. Я навсегда запомнил тот прекрасный миг исполнительской свободы, непринуждённости, соревновательности и волшебства, рождавшегося спонтанно, сиюминутно, у всех на глазах.

Исполнение наше удерживало присутствующих в состоянии полного погружения в музыкальную ткань произведения, летящего и пронизывающего всё пространство красотой и удовольствием. Все мы, находящиеся тогда в этом волшебном действии, ощутили настоящее присутствие его величества Музыки.

Я навсегда запомнил тот миг радости, ту духовную близость и счастье от соприкосновения с прекрасным музыкальным произведением, с прекрасным звучанием, с прекрасным исполнителем.

Мурата не стало.

Через пару лет, в январе Мурата не стало. Отчётливо помню, как поздней ночью ехал после очередного выступления. За окном лил страшный ливень, я слушал радио, из которого вдруг прозвучало сообщение о гибели Мурата.

Жаль, что многое не обсудили, о многом не договорили. Жаль, что много тёплого не досказали друг другу. Жаль, что его больше нет. 

Нет настоящего, неподдельного музыканта, нет творческого во всех смыслах человека, нет тонкой музыкальной души.

Память.

Память о нём во мне живёт. Благодарю судьбу, что подарила мне знакомство и по-настоящему тёплые отношения с замечательным человеком и исполнителем.

© Олег Клипп, 2024

Related Posts

Результатов не найдено.