Статьи

Вокал. Главный принцип пения.

Вокал. Главный принцип пения.

Главный принцип пения – каков же он?

Для начала надо понимать, что если на первых двух вокальных уроках нет никакого развития, нужно начинать искать решение.

Сколько?

Годами пить БАД или витамины, которые не помогают, глупо. Мы ищем средство, которое помогает, а не наоборот, которое бесполезно или вредно. Почему же в случае обучения принято полагаться на вывеску, громкое имя, шаговую доступность, а не на себя? В результате тратятся годы, финансы на не просто бесполезное, а вредное для здоровья физического и психического.

Много лет ситуация не меняется, каждый раз одно и то же, та же история: «я занимался (занималась) несколько лет, но мне кажется, что пою как-то не так: хуже, тяжелее, неправильно, ничего не понимаю, может у меня нет таланта, может я что-то не то делаю».

Искренне не понимаю зачем столько лет убивать на выяснение того, что «что-то не так»?

Мир пения.

В любом обучении есть мир реальный и мир декораций или инфоциганизма. Отличить подделку от оригинала, настоящее от суррогата, очень сложно. Как провести между ними границу, как понять, как обосновать, чем аргументировать? 

А спросить себя: комфортно или нет, классно или нет, творю или нет? Спросить себя не сложно. Другое дело, что мера всех этих «комфортно», «классно», «творю» у каждого из нас своя.

Координация, естественность.

Наша физиология такова, что все наши движения являются результатом координации. Движения суставов, связок, сухожилий, мышц – всё это результат координации. Органы голосового аппарата, как и всё в нашем организме, должны взаимодействовать между собой тоже скоординировано. Координация в том или ином виде есть всегда – и в случае, когда голосовой аппарат функционирует нормально, и когда (при патологии) ненормально. Но вопрос в том, какая это координация?

При нормальной работе голосового аппарата он управляется естественными механизмами и излишняя энергия не тратится. При ненормальной – управляется искусственно созданными и на это тратится большое количество энергии. Интересно, что при патологии (болезненное отклонение от нормы) голос не только находится не в норме, но и работает в неестественном для себя режиме, с большой затратой энергии.

Ненормальная, неестественная работа голосового аппарата – частое, слишком распространённое явление в пении. Это касается, пожалуй, 90% поющих. Вокалист пытается достичь классного звучания, но постоянно или периодически применяет для этого физиологически неприемлемые, неестественные для голоса способы и ухищрения. При такой неестественности внутри голосового аппарата возникают многочисленные мышечные недоразумения, о которые певец спотыкается и с которыми локально пытается бороться. Но процесс уже запущен. В результате – напряжение голоса, форсированное пение, метания, не лучшее физическое и психическое здоровье.

Обычная совсем, обычная совсем история…

Главный принцип.

Где же взять эту естественность? В каком направлении искать?

Главный принцип пения – минимум любых физических усилий. Координация работы органов голосового аппарата должна быть направлена на минимизацию всех физических усилий. К этому надо не только стремиться, но это желательно слышать, анализировать и развивать.

© Олег Клипп, 2023