Статьи

Вокал. Основные навыки: слышать, развивать.

Вокал. Основные навыки: слышать, развивать.

Эстрадный вокал. Слышать, анализировать, развивать.

Эстрадно-джазовое вокальное искусство требует владения не только вокально-техническими, но и художественно-творческими умениями и навыками. Приобретённые они или отчасти природные – не столь важно. Важно, что навыками надо владеть, их надо ценить и бережно развивать. Ключевое слово – «бережно».

Предела в любом развитии, как известно, не существует.

Данная статья касается вокально-технической составляющей процесса пения.

Основные певческие навыки.

Об основных вокальных навыках и способах работы над их совершенствованием я уже писал. Любому исполнителю важно не только знать о существовании вокальных навыков, но и уметь их точно расшифровывать, а затем вырабатывать, применять и совершенствовать.

К основным вокальным навыкам относятся:

  1. свободное, удобное дыхание;
  2. удобство работы голосового аппарата;
  3. эластичность и свобода артикуляционного аппарата;
  4. точный резонанс.

Обучение пению – это не только процесс освоения методики, продвижение в соответствии с ней, и даже не тренинг по выработке навыков. Обучение пению – это во многом проникновение в суть процесса голосообразования.

Если на уроке нет внятной теоретической информации о работе голосового аппарата, освоение вокальных навыков может стать для ученика главным источником неуверенности. Неуверенность, как известно, вредна и часто сказывается на работе нервной системы любого исполнителя.

Вокальные навыки вырабатываются и улучшаются лишь при методически точном, внятном маршруте их освоения. Владение ими повышает уровень технической и творческой свободы поющего, смелости в трактовке музыкального произведения. Навыки помогают в раскрытии возможностей голосового аппарата, проявлению лучших вокальных качеств, красоты тембра, творческой реализации.

Исполнитель, владеющий основными певческими навыками, со временем может трансформироваться в интересного и содержательного артиста. Работа над совершенствованием навыков всегда требует внимательного, мягкого, бережного отношения к процессу голосообразования.

В вокальном искусстве не так важна исполнительская безупречность, как постоянство роста умений и навыков. К тому же, понятие безупречности и совершенства у каждого своё. Известно, что в жизни мы иногда можем встретить людей несовершенных, но обладающих истинным внутренним совершенством.

Путь артиста к успеху не в стремлении к абсолюту, а в честном самовыражении.

Слушать и слышать.

Певец хорош настолько, насколько он слышит качество звучания своего голоса и может корректировать это качество.

Сегодня умение анализировать звук певческого голоса, качество тембра встречается нечасто. Как правило, исполнители стараются быть яркими, артистичными и убедительными, всё меньше уделяя внимание звучанию собственного голоса. Да, в вокале важно всё, но что может быть важнее высокого качества звучания, вокального удобства, умения отличить комфорт от дискомфорта?

Если ученик не умеет или не хочет прислушиваться к качеству звучания своего голоса, полностью полагаясь на компетенции преподавателя, он очень рискует. Чрезвычайно важно уметь дифференцировать качественные характеристики своего голоса. Важно понимать как, куда и зачем продвигается развитие голоса, в соответствии с каким видением преподавателя, к какому результату это развитие ведёт. Ученику надо учиться прислушиваться к своим ощущениям, задавать вопросы себе и преподавателю, быть активно включённым в вокальную специфику.

Преподаватель же должен уметь дать ученику возможность совершить ошибку, понять и исправить её, не стараясь облегчить его вокальную задачу чрезмерным контролем. Обучение пению, как и выступление на сцене, предполагает активное внимание к собственным действиям, осознанность вокального процесса.

Любому поющему человеку надо обладать ушами и тем, что между ними. Вместе с умелым использованием методики всё это может дать позитивный результат, понимание и осознанность вокального процесса. В этом случае движение по пути развития певческих навыков идёт точнее, проще и быстрее. При точном и внятном векторе развития голос, наряду с техническим совершенством, обязательно приобретает индивидуальные исполнительские черты.

Недоразвитость вокальных навыков обычно не позволяет исполнителю использовать свой голос полноценно. В случае такого недоразвития навыков исполнитель просто не может слышать себя по-настоящему, не может осознать особенности звучания своего голоса.

Неиспользование голосовых возможностей ведёт к непониманию и неумению ощутить качество голоса, красоту тембра.

Очень распространено явление, когда начинающим вокалистам или уже поющим не нравится не только звучание своего тембра, но и собственное отражение в зеркале. Очень часто сталкиваюсь с подобным.

Слушать и слышать в вокале необходимо. Слушают многие, слышат единицы.

Видеоанализ. 

Известный учёный И.К. Назаренко говорил, что «пению нужно учиться больше умом, а не голосом», и с этим нельзя не согласиться. Практика вокального развития должна включать в себя в том числе и процесс активного слушания. Способность анализировать звучание голосов известных исполнителей, их состояние, вокальный потенциал, является важным умением.

Сегодня в сети, на разных интернет-площадках можно встретить различные видео с анализом исполнения произведений. Анализу подвергается вокальный стиль исполнителя, приёмы, дыхание, направленность звука, работа резонаторов.

В таких видео-разборах, как правило, употребляется современная, модная вокальная терминология: тванг, бэлтинг, фальцет, йодль, зубы, опора, штробас. Разбираются отдельные ноты, фразы, пение всего произведения в целом. Обсуждается направленность звука – вперёд, вверх, вниз, назад; где и как включаются регистры – грудной, головной, смешанный; исполнительские ощущения, артистизм. Комментируются вопросы не только специфики пения, но и творчество конкретного исполнителя в целом.

«Благородной» целью таких видео-разборов является повышение вокальной грамотности, а также исполнительского уровня слушателей, зрителей. Подразумевается, что знание особенностей звучания голоса исполнителя, умение анализировать его пение окажет существенную помощь в овладении умениями, навыками, вокальными «фишками».

Но надо сказать, что настоящее, последовательное вокальное развитие всегда важнее любого копирования, любого суррогата.

С точки зрения проникновения в специфику эстрадного вокального искусства такие видео-разборы действительно нужны. Но все анализируемые в них составляющие вокального процесса – это следствие, а не причина профессионального владения голосом. Хотелось бы это подчеркнуть.

Всё перечисляемое в видео-разборах является следствием качественного голосообразования, а не его причиной.

Певец, по-настоящему владеющий певческими навыками, формирует и посылает звук определённым образом потому, что владеет вокальной техникой, а не наоборот. Посыл звука в указываемые в этих разборах места не делает вокальный процесс профессиональным, совершенным и по-настоящему осмысленным, и все его составляющие при этом не улучшаются.

Пение – это комплекс, методика, мышление. Вокальное искусство не состоит из отдельных, разрозненных установок и звуковых посылов. Пение – это владение вокально-техническими и художественными навыками.

Не от частного к общему, а от общего к частному.

Не владея комплексом вокально-технических навыков, смотреть видео-разборы исполнения любимых вокалистов и пытаться им подражать, безусловно, можно. Но при этом научиться сбалансированному, профессиональному звучанию голоса – нет. Из такого эксперимента пения не получается, получается подобие, со всеми вытекающими неопределённостями, зажатиями и разочарованиями. Глубинный образовательный смысл таких видео-разборов отыскать действительно сложно. А для неопытного, неоснащённого вокальными навыками исполнителя подобные видео-разборы просто вредны.

Поверхностный подход к анализу вокальных умений и навыков может стать губительными для любого неопытного певца.

Вектор развития.

Распространено мнение, что если где-то с кем-то занимался, то уже научился и более в развитии голоса нужды нет. В этом случае предполагается, что исполнительский уровень сформирован. Также у прошедших вокальное обучение бывают чуть другие мысли – я много занимался, но результат, похоже, говорит о моей бесталанности, ну его это пение.

Нас не учили и продолжают не учить прислушиваться к себе, но всегда учат прислушиваться к кому-то. Многие считают, что все ответы на вопросы существуют где-то вне нас – в книгах, учебниках, высказываниях авторитетов. По этой причине им не свойственно апеллировать к себе, а, наоборот, свойственно доверять всему, что им говорят и куда направляют.

Но человек должен уметь понять свои ощущения, почувствовать в том ли направлении он развивается, комфортно ли ему двигаться по данной траектории?

Вокальная техника, умения и навыки никогда не улучшаются без внимания к процессу обучения.

Действительно, часто вокальные занятия не приносят позитивного результата в звучании голоса, особенно при публичном исполнении. Пение может даже ухудшиться – стать форсированным, невнятным, зажатым. Ученик такие симптомы способен различить и услышать. Но, как показывает практика, причину всегда склонен искать в самом себе, в собственной как-бы «бесталанности». При этом он обычно не задумывается о том, что может быть вектор развития был выбран неверно. Подобная ситуация требует пристального внимания к ощущениям, а никак не «стокгольмского синдрома».

Заниматься вокалом в бессознательном состоянии вредно и опасно для здоровья физического и психического.

Задача родителей – дать ребёнку любовь и научить жить самостоятельно. Задача педагога – заложить в ученика верные основы голосообразования, указать путь, придать импульс его развитию, не погасить творческой искры.

В учебное заведение в первую очередь поступают те, чья индивидуальность и талантливость видны сразу и невооружённым глазом. На втором курсе количество таких студентов уменьшается, а с каждым последующим годом число их, увы, сокращается. К концу обучения такие студенты могут слиться с остальной массой.

Таким образом происходит некое «выравнивание». Содержание учебных планов сегодня, увы, способствует такому процессу, но не творческим проявлениям студентов.

Такая ситуация в определённой степени характерна.

В итоге.

Осваивать вокальные навыки, уметь анализировать свой вокальный уровень надо с перспективой применения этих навыков в творчестве. Обучение ради обучения истинного смысла не имеет. В этом случае мотивация нивелируется либо изначально отсутствует.

Двигаться по пути развития певческих навыков надо всегда осознавая зачем, куда и как.

Прислушиваться к себе и понимать, что хочется получить от вокальных занятий – важно. В современном мире с его обилием информации и соблазнов мы все переполнены внутренними смыслами, причём часто достаточно разнонаправленными. Из этих смыслов надо научиться выбирать главное, настоящее желание.

© Олег Клипп, 2023