Статьи

Вокал. Тело и душа.

Вокал. Тело и душа.

Вокал. Тело и душа.

Каждый человек, желающий хорошо петь, должен: 

1. создавать комфорт внутри своего тела, разума и голосового аппарата – это позволяет быть осознанным и внутренне свободным. 

2. следить за своим произношением, за речью в целом – точное произношение и внятная речь оказывают огромное влияние на внутреннюю силу и, как следствие, на материальное благополучие. 

3. научиться не подавлять движений своей души, а стараться прислушиваться к ним и воплощать их в жизнь – ведь душа всегда ждёт от нас развития, роста и внимания.

Каким бы видом искусства человек не занимался, все перечисленные качества для него важны и нужны.

Что такое обучение пению? 

Обучение пению – это развитие природных способностей? Нет! Наличие музыкальных способностей безусловно помогает обучению пению. Но часто происходит так, что вокально лучше развиваются те, у кого мало или почти нет этих самых способностей. 

Если обучение пению предполагает лишь развитие уже имеющихся у ученика музыкальных способностей, то для преподавателя такой путь – настоящий самообман. Для ученика же путь развития лишь музыкальных способностей – неверен и, часто, губителен. 

Ведь у вокального голосообразования есть законы, их надо знать, придерживаться их. Не понимая что именно и как развивать, без владения методикой развития певческого голоса, обучения не бывает. Отсутствие в период обучения самого обучения – это всегда потеря времени, денег, нарушение психики, заболевания. Явление достаточно распространённое.

Обучение пению – это оснащение вокально-техническими и художественно-творческими умениями и навыками, способствующими полноценной вокальной реализации.

Методика ВОКАЛКЛИПП.

Методика ВОКАЛКЛИПП состоит из двух частей: вокально-технической и эстетической, и имеет очень приятный побочный эффект, о котором чуть-чуть позже. 

Вокально-техническая работа с учениками организует мышечную и резонаторную настройку голосового аппарата. А внутренняя эстетическая работа – воздействует на эмоционально-психологическую составляющую исполнения.

Тело и душа.

Можно провести аналогию между вокальной техникой и телом, а также между эстетикой пения и душой. 

Работа над вокальной техникой даёт ученикам знание законов голосообразования, а также технические умения и навыки пения. 

Но именно душа человека является нематериальной, незримой его частью. Считается, что душа обладает бессмертием, имеет карму и развитие души и есть одна из главных целей пребывания каждого из нас на Земле.

Работа над эстетическими особенностями исполнения всегда способствует развитию. Такая работа развивает наши творческие навыки, подвигает к этому самому творчеству, создаёт благодатную почву для проявления нашей души.

Чтобы наша душа принимала полноценное участие в вокальном процессе, надо научиться соприкасаться с ней, научиться её чувствовать, научиться питать её. 

Материальное и телесное.

Когда наш вокальный голос не соприкасается с нашей душой, а формируется лишь на основе вокально-технических навыков, то такое пение является скорее материальным проявлением музыки, без духовной составляющей. Одна только техническая настройка голосового аппарата не может придать тембру голоса чего-то волшебного, неведомого, необъяснимого. 

Когда в пении исполнителя преобладает материальное, телесное, то истинного соединения звука голоса с душой, с Божественным её проявлением не случается. Не получается в таком случае высококачественного пения. Соответственно, не бывает и благотворного воздействия тембра голоса на самого исполнителя и на слушателей.

Урок.

Если вся наша жизнь – это урок, то и каждая ситуация в жизни, каждая секунда – тоже урок. Мы либо выучиваем новый урок и приближаемся к Всевышнему, либо не выучиваем и отдаляемся от него. Пение больше всего способствует контакту души с неизведанным. Пение может приблизить нас к неизведанному, а может отдалить от него. Давайте всё-таки приближаться.

Вокал. Форсированное пение. Плоский телевизор.

Современный плоский телевизор всё чаще демонстрирует нам певцов с форсированным звучанием голоса, когда напряжение таково, что исполнитель уже не поёт, а кричит. О настоящем, полноценном воплощении образа и смысла произведения в этом случае говорить не приходится. Но когда мы вдруг слышим исполнителя, умеющего по-человечески пользоваться своим голосом, это почему-то воспринимается нами как некое чудо.

Почему прежних исполнителей, которых мы слышали из объёмных телевизоров, мы воспринимали позитивно? Почему мы верили им? Почему они были столь популярны?

Дело в том, что они в своём исполнении использовали не только вокальную технику. Художественному аспекту пения они уделяли не меньшее, а даже может быть и большее внимание. 

Редакторы музыкальных передач точно знали, что без слова, без интонации, без проникновения в суть произведения пение никогда не будет полноценным. Умение же передать смысл произведения в свою очередь позитивно влияет и на вокально-техническую составляющую пения.

Перекос вокального образования.

Сегодня в вокальном образовании, увы, принято основное внимание уделять вокально-технической стороне исполнения и почти не заниматься художественными умениями и навыками. В лучшем случае можно услышать «пой со смыслом», «пой, о чём написано», «там же про любовь». Но такой подход – не работает, а, наоборот, создаёт новые препятствия. В этом случае голосовой аппарат по-настоящему не находится в вокальном режиме, а суть произведения не раскрывается.

Сегодня в вокальном образовании этим не занимаются. Поэтому эстрадное вокальное образование нельзя назвать проникающим, фундаментальным, по-настоящему развивающим душу и творческие навыки. 

Симбиоз вокальной техники и эстетики.

Именно симбиоз вокальной техники и художественной эстетики всегда придаёт особое звучание тембру голоса исполнителя. Такое взаимодействие способно пробудить в исполнителе широкие чувственные ощущения. В этом случае звучание не только точно технически, но ещё голос соприкасается с чем-то высоким и неведомым. Ощущения от такого соприкосновения всегда радостны, непередаваемы и прекрасны. Испытать такие ощущения рано или поздно надо каждому поющему человеку.

Побочный эффект методики ВОКАЛКЛИПП.

Побочный эффект наших занятий состоит в том, что с учениками, во время урока или после него, наряду с качественными изменениями звучания их голосов, происходит комплекс внутренних преобразований. Связаны такие преобразования с новыми необычными, вокальными ощущениями. Можно сказать, что случается волшебство. С учениками твориться нечто непонятное, неизведанное, избавляющее их от зажатий, психологических проблем и страхов. Самое главное, что при этом они ощущают настоящую радость, удовольствие и чувствуют перспективы своего вокального развития.

Ученики.

У Анны, например, с развитием слуха и началом освоения эстетики пения постепенно стали исчезать панические атаки. На смену многолетним страхам стали приходить спокойствие и удовольствие. 

У Алёны вместе с зажимом голосового аппарата, связанным с многочисленными в детском возрасте гастроскопическими исследованиями, постепенно отступили комплексы по поводу её якобы неприспособленности к пению.

Павел на занятиях научился создавать тёплое звучание своего тембра – научился включать осознанность при соприкосновении со своим голосом. Он уже не пытается бороться с ним, как прежде, и не старается прикладывать излишние усилия для пения высоких нот.

Елена вернулась к своим счастливым вокальным ощущениям, которые существовали у неё в детстве и которые ей когда-то «успешно» заменили на жёсткое и неудобное звучание.

Армен наконец-то стал получать удовольствие от звучания своего голоса, услышал его истинную красоту, которой его старательно лишали многочисленные занятия с предыдущими преподавателями.

Юлия почувствовала настоящее звучание своего тембра, стала заметно счастливее и поверила в себя.

Надо заметить, что у всех вновь приходящих учеников одна и та же и для меня уже совсем не странная история. История такая: «занимался (занималась) вокалом много лет, результата нет», «кажется что пою гораздо хуже, чем до занятий», «мне сказали, что мне петь не надо».

Здесь надо подчеркнуть, что над психологическим комфортом, над приобретёнными или уже существующими страхами и зажимами учеников мы специально не работаем. Мы всегда сосредотачиваемся на решении вокально-технических задач, выполняем творческие задания. В результате решения этих простых задач формируется прекрасное, волшебное внутреннее состояние и звучание тембров голосов учеников. Звучание голосов получается более тёплым, душевным и красивым, чем можно было предположить в самом начале наших занятий. 

Такие результаты ценны, радуют и очень вдохновляют, дают всем нам серьёзный импульс к дальнейшему развитию.

© Олег Клипп, 2024