Статьи

Школа эстрадного вокала. Индивидуальность.

Индивидуальность эстрадного исполнителя

Сегодня существуют различные мнения об уровне современного исполнительского мастерства в российском эстрадном вокальном искусстве и индивидуальность эстрадного исполнителя занимает здесь не последнее место. Надо заметить, что в девяностые и двухтысячные, годы в России проявилась серьёзная тенденция к снижению общего уровня исполнительского мастерства в эстрадном виде искусства, а вот две тысячи десятые годы можно, наверное, охарактеризовать как годы возрождения. Руководствуясь утверждением тех, кто считает, что общий уровень исполнения за последние годы вырос, можно предположить, что и профессиональная подготовка студентов и педагогов эстрадного жанра также выросла.

Педагоги, образование

Количество по-настоящему квалифицированных педагогов эстрадно-джазового направления у нас всё ещё достаточно мало. Причин тому немало. Здесь и нежелание высокопрофессиональных выпускников вузов заниматься преподавательской деятельностью, и ощущение себя больше исполнителем, нежели педагогом, и некоторая неуверенность в собственной педагогической состоятельности, и недостаточный уровень профессионализма, опыта, образованности в вопросах эстрадно-джазового искусства и ряд других причин. Кроме прочего, эстрадно-джазовое вокальное исполнительское искусство при кажущейся простоте всегда было и остаётся достаточно тонкой тканью с точки зрения прочтения музыкального материала или создания образа внутри исполняемого произведения. Как раз этому аспекту педагогами эстрадного жанра практически уделяется мало внимания.

Наполнить настоящим смыслом и ёмким содержанием эстрадное произведение, не растеряв его простоты и изящества, – задача не самая простая.

Многие сегодняшние выпускники, выучившись в различных учебных заведениях, но по-настоящему в силу различных причин так и не овладев искусством создания образа, в конечном итоге не могут даже частично реализовать себя в эстрадном жанре. К сожалению они не находят ни своего места, ни себя в этом жанре, по сути не находят почву под ногами. Все эти факторы имеют место в нашем современном эстрадном образовании и не учитывать их существование при профессиональном подходе к учебному процессу нельзя.

Безусловно, существуют и иные составляющие снижения уровня исполнительского мастерства в эстрадном виде искусства. Пристальное их рассмотрение – это скорее задача другой статьи.

Что же касается образовательного процесса, то сегодня уровень подготовки исполнителей и педагогов эстрадного вида музыкального искусства не всегда находится на должной высоте и часто не способствует созданию по-настоящему высокопрофессионального и конкурентоспособного, если так можно выразиться, продукта. Помимо проблем с последовательностью выбранных шагов освоения вокальной техники одной из серьёзнейших проблем является отсутствие в эстрадном образовании понимания и необходимого внимания к понятию «индивидуальность» исполнителя, «индивидуальность стиля» исполнения. Проанализируем.

Индивидуальность

Уже на вступительных экзаменах в вузах, обучающих эстрадно-джазовому музыкальному искусству, существует требование разнохарактерности или разноплановости исполняемых эстрадных произведений. Подобное требование действует также при проведении зачётов и экзаменов, на протяжении всего периода обучения. Такой норматив подразумевает широкий стилистический разброс репертуара и, начиная с момента поступления в учебное заведение, во многом уводит педагога и студента от пристального внимания к необходимости с начала обучения разработки собственного, неповторимого, индивидуального тембра и звука, по сути — исполнительского стиля. Требование или желание студента исполнять произведения в незнакомом, неосвоенном, непроработанном с точки зрения специфики стиле влечёт и несвойственную манеру этого самого исполнения с вытекающими последствиями. Данное требование разнохарактерности репертуара отвлекает и не позволяет в первом приближении, на первом наиболее важном этапе обучения, сосредоточить внимание студента на зависящем от техники исполнения качестве звука голоса хотя бы в одном наиболее естественно включающемся в исполнительский процесс регистре. Прыгая из одного стиля в другой, неопытный студент под руководством не всегда опытного педагога, как правило, отвлекается, забывая о внимании к использованию уже наработанных элементов профессиональной техники исполнения. Часто педагогами ошибочно полагается, что имеющиеся в распоряжении учащегося на данный период обучения исполнительская техника и минусовая фонограмма – это всё, что необходимо для того, чтобы справиться с широким репертуаром, исполняя совершенно разные с точки зрения характера и стиля произведения. При этом педагог, стараясь не прервать так называемый творческий импульс со стороны своего подопечного, как правило, отталкивается не от педагогических принципов обучения, не от стройной проверенной методики, а от вкуса самого студента. Но бережное, наставнически внимательное и серьёзное отношение педагога на первом, наиболее важном этапе обучения к естественно звучащему голосу и является главным, по сути, определяющим фактором в последующем техническом развитии студента и выработке его индивидуальных исполнительских качеств.

Индивидуальность в полной мере способна проявиться и заявить о себе лишь при наличии исполнительской техники.

Профессиональная вокальная техника – это наиболее важный элемент в понятии «индивидуальность» исполнителя. Исполнительская техника, на которой впоследствии должно выстраиваться всё остальное, должна быть основой в образовательном процессе музыкального искусства эстрады.

Ошибка в подходе к обучению имеет место во многом потому, что педагоги, как правило, ставят перед собой благородную цель воспитания универсального, гибкого исполнителя, способного проявить себя одинаково хорошо во многих стилях эстрадно-джазовой музыки. Действительно, не только не запрещено уметь исполнять стилистически различные произведения, но подобное умение всегда способствует более полной профессиональной реализации исполнителя. Такое умение обязательно оказывает влияние на последующие процессы раскрытия эстрадного исполнителя, как творческой личности, раскрытия его музыкальной гибкости и смелости, широты музыкальных интересов и возможностей, в конечном итоге может проявиться то, что мы называем талантом. Но в период обучения педагогу необходимо с большой осторожностью подходить к освоению его подопечным различных с точки зрения стилистики произведений. Делать это следует очень аккуратно и лишь после того, как наметится и в какой-то степени укрепится исполнительская техника, а значит, появится возможность обнаружения ростков той самой индивидуальности в звучании голоса. Ни при каких условиях нельзя жёстко обращать ученика в определённый стиль, напротив, надо дать ему возможность после обретения первоначальных технически комфортных ощущений мягко и естественно войти в соприкосновение со стилем исполняемого произведения. И, несмотря на любое стремление студента к разножанровости осваиваемого репертуара, со стороны педагога необходимо самое пристальное внимание к процессу обучения в эстрадном музыкальном образовании.

Индивидуальность исполнителя лучше всего заявляет о себе в каком-то одном стиле, а проявляться при определённых благоприятных обстоятельствах или свойствах его натуры либо исполнительских качеств может в различных стилях.

Здесь определяющую роль играет скорее личность самого ученика. Индивидуальные исполнительские качества артиста могут и позволить и не позволить ему быть состоятельным при исполнении стилистически разных произведений. Понятие «индивидуальность» с понятием «стиль» исполнения не конфликтует. Но при этом часто суть понятия «индивидуальность» многие музыканты ошибочно напрямую привязывают к понятию «стиль», а на самом деле оно должно быть привязано к понятиям «техника» и «интерпретация».

Освоение вокальной техники

Что касается техники владения голосом, то профессиональное освоение её не должно происходить сразу по всему диапазону звучания голоса, на всех восьмидесяти восьми клавишах фортепианной клавиатуры. При методически точном подходе педагога к процессу обучения наработка основных навыков и выработка собственного тембра, собственного звука должна происходить на одном небольшом участке диапазона голоса. А затем, по мере освоения и обретения уверенности и первых удобных, точных и комфортных ощущений от воспроизводимого тембра, наработанные навыки постепенно переносятся на весь диапазон голоса. Далее, подобрав сингулярный индивидуальный репертуар, следует продвигаться в обучении от технически верно выстроенного, сбалансированного звучания к очень деликатному использованию индивидуальных качеств исполнителя, а затем уже аккуратно касаться исполнения произведений интересующего стиля. Именно такое отношение к освоению вокальной техники и такую последовательность её освоения обязательно необходимо учитывать в процессе обучения.

Интерпретация, импровизация

Что касается интерпретации, то нельзя забывать о том, что эстрадная музыка сегодня – это не просто самостоятельный жанр, но и жанр, который несёт на себе определённую социальную нагрузку. Эстрадная музыка отражает всё то, что происходит за окном, в нашей жизни, в обществе. Поэтому современный эстрадный исполнитель наряду с тем, что заложено при создании произведения его авторами, обязан уметь выражать и собственное отношение к исполняемому музыкальному материалу. При этом и слушателями и педагогами часто преувеличивается роль природного дарования музыканта в искусстве интерпретации. Подобного дарования, при всём его огромном значении, всё же недостаточно для того, чтобы найти убедительную трактовку, личностное художественное решение музыкального произведения. Умение убедительно и профессионально интерпретировать музыкальное произведение является самым сложным в искусстве вообще и может стать непосильным для музыканта любого жанра в частности – это тот самый, пожалуй, главный камень преткновения, который даже при наличии всех иных необходимых составляющих может помешать состояться музыканту, как исполнителю. Если в академическом виде искусства сегодня, спустя много веков после его зарождения, существует выработанный многими поколениями исполнителей некий эталонный уровень интерпретации музыкального произведения или академический уровень звучания, на который всегда можно ориентироваться, то в эстраде ни эталонов, ни ориентиров на определённый художественный образ и его прочтение нет. Во многом объясняется это тем, что одной из составляющих возникновения эстрадного музыкального искусства является  народная музыка, которой всегда была свойственна импровизационная свобода. И здесь эстрадному исполнителю в обязательном порядке необходимо обладать умением интерпретации музыкального произведения, а по сути, необходимо владеть искусством импровизации. В данном контексте под импровизацией понимается лишь способ прочтения произведения.

Первоначально термин «импровизация» должен восприниматься как экспромт или сочинение в момент исполнения музыкального произведения, а не как обязательная составляющая джазовой музыки.

Известно, что интерпретация музыкального произведения может быть как продуманной и подготовленной заранее, так и рождающейся в процессе исполнения. Подход в создании интерпретации музыкального произведения выбирает исполнитель – это его личное дело.

Интерпретация во многом определяется уровнем интеллекта, наработанными умениями и навыками, уровнем музыкального мышления и в большой степени является результатом личного жизненного опыта исполнителя.

Интерпретация, вторичность

Если говорить об интерпретации как о раскрытии и использовании человеческих чувств, то сегодня молодое поколение музыкантов в основной своей массе, обладая определённой техникой исполнения и достаточным количеством исполнительских качеств, во многом побаивается интерпретации, то есть боится обнаружить для окружающих и прежде всего для себя собственное отношение к музыкальному произведению. Это происходит в точности по тем же законам,  по которым современное молодое поколение, целиком захваченное бурным техническим прогрессом, боится тишины, боится услышать себя, боится остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, предпочитая совершенно иной фон – перманентное включение в мир звуков от различных технических устройств. А ту, иногда наблюдаемую нами «интерпретацию», то отношение к исполняемой музыке, которое часто демонстрируют различные эстрадные певцы и музыканты при исполнении известных и неизвестных музыкальных произведений, в лучшем случае можно назвать схоластическим копированием исполнительских приёмов какого-нибудь оригинала, а в худшем случае, к сожалению, просто кривлянием. В музыке, как и в других видах человеческой деятельности, существует понятие вторичности. Серьёзный, не обделённый талантом, владеющий исполнительской техникой музыкант не только не чувствует, но и не желает чувствовать себя либо собственное исполнение музыкального произведения неким вторичным продуктом. При исполнении произведения на английском или другом иностранном языке без осознания того, о чём поёшь, не может возникнуть никакого полноценного отношения к исполняемому музыкальному материалу, следовательно, не может быть речи о собственной его полноценной интерпретации и подобное исполнение, конечно, окажется вторичным.

Если же исполнитель поёт на русском языке и не чувствует исполняемого произведения, его исполнение в этом случае также будет вторично.

Творчество

Стремление по-настоящему профессионально интерпретировать музыкальное произведение не только обязательно для творческого человека и всегда позитивно воздействует и развивает именно творческую составляющую его принадлежности к музыкальному исполнительскому искусству, но помимо прочего такое стремление развивает качества просто необходимые любому музыканту-исполнителю, а именно артистизм.

Можно сказать, что творчество вообще немыслимо без искусства импровизации, как и импровизация является сутью любого творчества.

Отправляться в поиск собственного лица в эстрадной музыке жизненно необходимо. И делать это нужно с помощью технической базы и обязательно личностного подхода при интерпретации музыкального произведения, развивая при этом собственный исполнительский стиль.

 

Меню