Статьи

Индивидуальность эстрадного исполнителя.

Индивидуальность эстрадного исполнителя

Эстрадный вокал. Индивидуальность — пункт не праздный и не последний в творческой профессии. Что выделяет конкретного вокалиста среди других.

Существуют разные мнения об уровне современного исполнительского мастерства в эстрадном вокальном искусстве. В эстрадном вокале, как и в другом, индивидуальность является не последним пунктом.

В девяностые и двухтысячные, годы у нас была серьёзная тенденция к снижению уровня исполнительского мастерства в эстраде. Но две тысячи десятые годы можно охарактеризовать как годы возрождения. Если считать, что общий уровень исполнения за сейчас вырос, то из этого можно сделать вывод.  Можно сказать, что профессиональная подготовка студентов и педагогов эстрадного жанра также выросла.

Педагоги, образование

Количество по-настоящему квалифицированных педагогов эстрадно-джазового направления пока мало. Причин тому немало. Во-первых, нежелание высокопрофессиональных выпускников вузов заниматься преподавательской деятельностью. Во-вторых, ощущение себя больше исполнителем, нежели педагогом. В-третьих, неуверенность в собственной педагогической состоятельности. В-четвёртых, недостаточный уровень профессионализма, опыта, образованности в вопросах эстрадно-джазового искусства. Всё это достаточно распространённые причины. Кроме прочего, эстрадно-джазовое вокальное искусство при кажущейся простоте было и есть достаточно тонкой тканью. И с точки зрения прочтения музыкального материала, и с точки зрения создания образа внутри произведения. Индивидуальному прочтению в эстрадном вокале педагоги должны уделять немало внимания.

Наполнить настоящим смыслом и содержанием эстрадное произведение, не растеряв его простоты и изящества, – задача не самая простая.

Некоторые выпускники, выучившись в различных учебных заведениях, по-настоящему так и не овладевают искусством создания образа. Происходит это в силу различных причин. В конечном итоге у них не получается реализовать себя в эстрадном вокале. К сожалению выпускники часто просто не находят своего места в жанре. По сути — не находят почву под ногами. Подобные факторы характерны для современного эстрадного образования. Не учитывать их существование при профессиональном подходе к  нельзя.

Есть и иные составляющие снижения уровня исполнительского мастерства в эстрадном вокале. Пристальное их рассмотрение – это задача другой статьи.

Уровень подготовки в эстрадном вокальном искусстве не всегда находится на необходимой высоте. Часто он не способствует созданию профессионального и конкурентоспособного продукта. В частности — индивидуального, штучного продукта.

От чего это зависит? Существуют проблемы с последовательностью шагов в освоении вокальной техники. Проблемы с главным и второстепенным. Хотя, как известно, второстепенного в данном случае быть не может. Одной из серьёзнейших проблем является отсутствие в образовании внимания к понятию «индивидуальность». Индивидуальность исполнителя, индивидуальность стиля.

На чём же основана индивидуальность?

Прежде всего — это вокальная техника. Именно высокий уровень вокальной техники способствует развитию индивидуальных качеств.

Индивидуальность

На вступительных экзаменах в вузах, обучающих эстрадно-джазовому искусству, существует пожелание исполнить разнохарактерные произведения. Темповое или медленное произведение, на русском языке или иностранном. Такое пожелание действует также при проведении зачётов и экзаменов, на протяжении всего периода обучения. Эта норма подразумевает широкий стилистический диапазон исполняемого репертуара. И похоже, что это уводит студента и педагога от пристального внимания к индивидуальному тембру и стилю. Уводит от необходимости этого внимания.

Желание же студента исполнять произведения в незнакомом, неосвоенном, непроработанном стиле влечёт сложности. Несвойственная для студента манера исполнения чревата последствиями. Кроме прочего, исполнение разнохарактерного репертуара отвлекает. И не позволяет на первом, наиболее важном этапе обучения, сосредоточить внимание на качестве звука голоса. Хотя бы в примарном регистре. Прыгая из стиля в стиль, неопытный студент, как правило, отвлекается, забывая о пристальном внимании и использованию уже имеющихся навыков. Бывает, что педагог полагает, что исполнительская техника и минусовая фонограмма – это всё, что нужно для исполнения. При этом педагог как-бы старается не прервать так называемый творческий импульс со стороны своего подопечного. И отталкивается не от педагогических принципов обучения, не от проверенной методики, а от вкуса самого студента. Но именно бережное, наставнически серьёзное отношение педагога на первом этапе обучения к звуку голоса и является основным. По сути, это определяющий фактор в дальнейшем развитии студента, в выработке его индивидуальных исполнительских качеств.

Индивидуальность певца в полной мере способна проявиться лишь при полноценной исполнительской технике.

Вокальная техника – наиболее важный элемент в понятии «индивидуальность» исполнителя. Техника, на которой должно выстраиваться всё остальное, является основой в образовательном процессе в эстрадном вокале.

Ошибки в подходе к обучению имеют место. Отчасти потому, что педагоги ставят перед собой благородную цель воспитания универсального, гибкого исполнителя. Исполнителя, способного проявить себя одинаково хорошо во разных стилях эстрадно-джазовой музыки. Действительно, не запрещено уметь исполнять стилистически разные произведения. Мало того, такое умение способствует более полной профессиональной реализации. Это также оказывает влияние на последующие процессы раскрытия эстрадного исполнителя, как творческой личности. Часто помогает раскрытию музыкальной гибкости и смелости, раздвигает границы музыкальных интересов и возможностей. В конечном итоге может проявиться то, что называется талантом.

Но в период обучения педагогу надо с большой осторожностью подходить к освоению подопечным стилистически различных произведений. Делать это желательно аккуратно и после того, как наметится и в какой-то степени укрепится исполнительская техника. Тогда, когда появится настоящая возможность обнаружить ростки индивидуальности в звуке голоса. Жёстко обращать ученика в определённый стиль нельзя. Напротив, надо дать ему возможность после первых комфортных исполнительских ощущений мягко и естественно прикоснуться к стилю произведения. Да, студенты часто стремятся к разножанровости осваиваемого репертуара. Но со стороны педагога нужно самое пристальное внимание к процессу обучения.

Индивидуальность исполнителя лучше всего заявляет о себе в каком-то одном стиле, а проявиться может в различных стилях.

Здесь определяющую роль во многом играет личность ученика. Индивидуальные исполнительские качества артиста могут позволить или не позволить ему быть состоятельным при исполнении разных по стилистике произведений. Важно, что понятие «индивидуальность» с понятием «стиль» не конфликтует. Индивидуальностью можно отличаться в любом стиле. Но бывает, что суть понятия «индивидуальность» музыканты ошибочно напрямую привязывают именно к понятию «стиль». На самом деле индивидуальность связана с техникой и умением интерпретировать..

Освоение вокальной техники

Освоение вокальной техники не должно происходить сразу по всему диапазону звучания голоса, на всех восьмидесяти восьми клавишах фортепианной клавиатуры. При точном подходе к процессу обучения тембр вырабатывается на одном небольшом участке диапазона. А дальше навыки его создания помогают освоить весь диапазон. Разумеется, происходит это по мере освоения и обретения уверенности, по мере первых удобных, точных и комфортных ощущений. Продвигаться далее в обучении надо подобрав индивидуальный вокальный репертуар.  Обязательно от сбалансированного звучания к деликатному использованию индивидуальных проявлений голоса. Затем можно аккуратно касаться произведений любимого музыкального стиля. Такое отношение и последовательность в освоении вокальной техники необходимы.

Интерпретация, импровизация

Что касается интерпретации, то нельзя забывать что эстрадная музыка сегодня – это не просто самостоятельный жанр. Это жанр, который несёт на себе определённую социальную нагрузку. Эстрадная музыка отражает то, что происходит за окном, в жизни, в обществе. Поэтому современный исполнитель обязан уметь выражать собственное отношение к исполняемому материалу. Слушатели и педагоги часто преувеличивают роль природного дарования музыканта в искусстве интерпретации. Одного лишь дарования, при всём его огромном значении, чтобы найти убедительную трактовку, всё же недостаточно.

Умение убедительно и профессионально интерпретировать музыкальное произведение является самым сложным в искусстве.

Это также может стать непосильным для музыканта любого жанра. Это камень преткновения, который даже при наличии иных необходимых составляющих может помешать состояться музыканту, как исполнителю.

В академическом виде искусства сегодня, спустя много веков после зарождения, существует выработанный многими поколениями исполнителей эталон. Это эталонный уровень интерпретации произведения, отражающий специфику академического звучания. На этот уровень академические исполнители ориентируются всегда. Но в эстрадном искусстве ни эталонов, ни ориентиров на определённый художественный образ и его прочтение нет.

Во многом это объясняется тем, что одной из составляющих возникновения эстрадного музыкального искусства является  народная музыка. А ей в какой-то степени свойственна импровизационная свобода. И здесь эстрадному исполнителю надо обладать умением интерпретации музыкального произведения. По сути, необходимо владеть искусством импровизации. В данном контексте под импровизацией понимается лишь способ прочтения произведения.

Первоначально термин «импровизация» должен восприниматься как экспромт или сочинение в момент исполнения музыкального произведения. Но не как обязательная составляющая джазовой музыки.

Известно, что интерпретация музыкального произведения может быть продуманной и подготовленной заранее или родившейся в процессе исполнения. Подход в интерпретации музыки выбирает сам исполнитель – это его личное дело.

Интерпретация во многом определяется интеллектом, умениями и навыками, музыкальным мышлением. Интерпретация в большой степени является результатом личного жизненного опыта.

Интерпретация, вторичность

Можно рассматривать интерпретацию как элемент демонстрации человеческих чувств. Молодое поколение музыкантов в основной массе обладает техникой исполнения и определённым количеством исполнительских качеств. Но часто побаивается по своему интерпретировать произведение. То есть, боится обнаружить для окружающих и прежде всего для себя собственное отношение к музыке.

Это происходит по тем же законам,  по которым современное молодое поколение, целиком захваченное техническим прогрессом, боится тишины, боится услышать себя. Боится остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, предпочитая другой фон. Фон этот — перманентное включение в мир звуков от разных технических устройств. Мы можем иногда наблюдать «интерпретацию», которую демонстрируют различные эстрадные певцы и музыканты. В лучшем случае её можно назвать схоластическим копированием исполнительских приёмов какого-нибудь оригинала. А в худшем случае, к сожалению, просто кривлянием.

В музыке, как и в других видах человеческой деятельности, есть понятие вторичности. Серьёзный, не обделённый талантом, владеющий исполнительской техникой музыкант, не чувствует и не желает чувствовать собственное исполнение неким вторичным продуктом. При исполнении произведения на английском или другом иностранном языке без понимания о чём поёшь не может быть полноценного отношения к исполняемому. Следовательно, не может быть речи о его полноценной интерпретации. В этом случае исполнение является вторичным.

Если исполнитель поёт на русском языке и не чувствует исполняемого произведения, его исполнение также будет вторично.

Творчество

Стремление по-настоящему профессионально интерпретировать музыкальное произведение обязательно для творческого человека. Оно позитивно воздействует и развивает именно творческую составляющую принадлежности к музыкальному искусству. Стремление интерпретировать развивает качества просто необходимые любому музыканту-исполнителю, а именно артистизм.

Можно сказать, что творчество немыслимо без искусства импровизации, как и импровизация является сутью любого творчества.

Отправляться в поиск своего лица, своей индивидуальности в эстрадной музыке жизненно необходимо. И делать это надо на основе технической базы и личностного подхода к интерпретации музыкального произведения. Всё это всегда способствует развитию собственного исполнительского стиля.