Статьи

Основные навыки пения. Эстрадный вокал.

Основные навыки пения.

Основные навыки эстрадного пения.

Основные навыки эстрадного пения это:

  1. свободное удобное дыхание (свобода вдоха, выдоха);
  2. расслабленность и удобство голосового аппарата;
  3. резонанс (грудной, головной, смешанный);
  4. свобода речевого аппарата (губы, язык, челюсть), удобство артикуляции.

Обладание основными навыками эстрадного пения создаёт прекрасные условия для удобного, комфортного звучания голоса.

Вокальные навыки надо развивать лишь на основе физиологически точной работы голосового аппарата.

 1.Дыхание

Удобное дыхание не только является основным навыком, но и тесно связано со всеми другими основными певческими навыками.

Педагоги во вокалу склонны обращать самое пристальное внимание на певческое дыхание, проделывая с учеником большое количество различных упражнений. Например, дающих возможность почувствовать, ощутить диафрагму – основную дыхательную мышцу. Дыхательные упражнения возможны для ознакомления с работой певческого дыхания и для умения привести его в тонус. Постоянно выполнять упражнения на дыхание смысла нет. Умения, связанные с дыханием, надо вырабатывать лишь совместно с навыками голосообразования и освоением вокальной техники. Не отдельно, а лишь совместно.

Пояснений процесса вдоха и выдоха существует много, но, прежде всего, дышать надо просто, как в разговоре. При этом осанку надо сохранять удобной, а мышцы голосового аппарата — в спокойном состоянии.

Для активизации либо уточнения дыхательных ощущений надо научиться ощущать мышцы диафрагмы при дыхательном процессе. Например, можно воспользоваться способом «испуга». Пугаясь, мы обычно быстро и тихо вздыхаем, вскрикиваем, активно вдыхая воздух и резко выпячивая живот. Такое движение является простым и точным для мгновенного подключения диафрагмы, ощущения её и других мышц дыхательной системы. Во-первых, воздух сразу и быстро поступает в лёгкие, воздействуя на живот, приводя дыхание в тонус. Во-вторых, при столь быстром вдохе воздух не успевает охладить слизистую оболочку и голосовые складки, что полезно.

В вокальной литературе почти нет упоминаний о состоянии живота исполнителя, но много говорится о диафрагме. При пении нужно доверие к собственному животу, к работе его мышц. Волнение часто создаёт препятствие голосообразованию, в частности – дыхательному процессу. В этом случае мышцы живота поджимаются. Состояние диафрагмы и мышц живота оказывают огромное влияние на качество вокального звука.

Для начинающих исполнителей важным аспектом является состояние дыхательной системы с точки зрения её тонуса и, одновременно, спокойствия. В этом случае диафрагма мягко включается в создание голоса и работает в комфортном режиме. Звучание голоса при этом становится не только тембрально красивым, но и удобным, комфортным.

Нельзя при пении заниматься постоянным контролем работы диафрагмы, артистизма, полётности и красоты звучания голоса.

Все эти факторы важны.

Но все они — следствие, а не причина наличия вокальной техники.

Причиной является мышечно удобное, комфортное, спокойное состояние исполнителя, связанное с умениями и навыками, с владением вокальной техникой.

На первом этапе занятий надо учиться спокойно ному состоянию при создании звука голоса. В том числе надо учиться спокойствию мышц живота при вдохе и в процессе пения. В таком режиме мышцы живота сами выбирают для себя уровень нагрузки и прекрасно справляются с любыми задачами. Такое умение всегда оказывает позитивное влияние на состояние диафрагмы и организацию её работы.

Обучение пению иногда предполагает внимание к выдоху, поскольку:

1) мышечные напряжения живота или гортани отрицательно сказываются на дыхании, запирают его. Воздушный поток становится не свободным, голосовой аппарат напрягается, а резонаторы звучат несовершенно;

2) отсутствие контроля голосообразования ведёт к перекосу в работе резонаторов. Воздух с большой скоростью проскакивает через полости голосового тракта, не успевая вступить с резонаторами в полноценное взаимодействие.

Простота выдоха способствует свободному, комфортному, насыщенному тембром пению.

В первом случае, когда мышцы напрягаются, звук становится форсированным, и для занятий рекомендуется придыхательная атака. Во втором случае при бесконтрольной утечке дыхания необходимо применение твердой атаки звука.

Первый этап вокальных занятий обычно предполагает использование мягкой атаки звука. Исключения возможны и зависят от индивидуальных качеств голоса исполнителя.

По мере развития вокальной техники требуется умение пользоваться любым видом атаки звука.

Перед занятием нужно выполнить простые движения органов голосового аппарата для его расслабления. Брюшные мышцы расслабляются при спокойном дыхании с легким смещением живота вперед. Для плечевого пояса расслабляющими движениями является встряхивание плечами. Для шейного отдела – лёгкие круговые движения головой.

 2.Голосовой аппарат

Удобное дыхание, резонанс, мышечное удобство важны для любого исполнителя. Процесс пения тесно связан с резонаторными и мышечными ощущениями. Для любого исполнителя важно умение прислушиваться к своим ощущениям. Надо уметь анализировать и оценивать происходящее во внутреннем пространстве голосового аппарата.

Певцы, обладающие набором знаний, умеют фиксировать своё внимание на голосовом аппарате, уровне его свободы. Подобное внимание исходит из количества опыта вокалиста, его теоретической подготовки, и положительно влияет на качество голоса. Корректное взаимодействие со своими вокальными умениями для исполнителя должно быть процессом созидания. Но такое взаимодействие не должно стать процессом вечной борьбы с ошибками, недостатками и зажимами.

Вокалист должен обращать внимание на:

1) возможные зажимы гортани и способы освобождения от них, а не на ее положение;

2) неудобства и закрепощение нижней челюсти, а не только на открытие рта;

3) напряжённость мягкого неба, глотки, языка, а не на состояние зевка при вдохе.

Рассмотрим это.

Состояние зевка помогает исполнителю в создании свободы голосового аппарата. Расслабляет нёбо, глотку, язык, способствует комфортному дыханию и ощущению опоры. Гортань при лёгком зевке имеет тенденцию к понижению. На низких мужских голосах понижение гортани сказывается положительно. На остальные голоса смещение гортани вниз может оказать любое, в том числе и отрицательное воздействие. Поэтому зевок в обучении рекомендуется лишь в той мере, в которой он способен расслабить голосовой аппарат и добавить ему свободы. Можно научиться связывать зевок с набором воздуха и стараться не разделять между собой эти процессы.

У форсированного, зажатого звука голоса есть множество причин. Это и сильная подача воздуха на связки, и запирание воздушного потока. Зажим внешних мышц гортани, закрепощение нижней челюсти отрицательно сказывается на качестве пения. Делает вокальный процесс пережатым, форсированным, лишенным большого количества обертонов – красоты тембра.

Свободе нижней челюсти обычно мешают мышцы, отвечающие за ее движение вниз. Часто причиной закрепощения нижней челюсти может стать зажим наружных мышц гортани.

Для расслабления мышц челюсти и сохранения такого состояния, необходимо знание расслабляющих движений челюстью. Надо уметь спокойно и расслабленно двигать челюстью вниз, вверх, влево, вправо, вперед, назад. При перемещении челюсти вниз, вверх надо задействовать ощущения, как при кусании яблока.

Также движение челюстью влево, вправо непосредственно во время пения с закрытым ртом помогает её расслаблению, как и движения нижней губой внутрь рта. Такое внимание к челюсти позитивно воздействует на неё, заметно расслабляя.

В начале произведения перемещения нижней челюсти по горизонтали и движения нижней губой могут помочь снять большинство возникающих напряжений. Всякое движение помогает ощутить расслабленность, создаёт свободу голосовому аппарату, комфортные его ощущения.

Мышцы, находящиеся под челюстью, всегда должны находиться в расслабленном состоянии. В пении их можно почувствовать пальцем, поставленным под челюсть, а также при глотании и зевании. Вокальная задача состоит в исключении мышц под челюстью из процесса пения.

Зевание и зевок – это два физиологически разных процесса. При зевке мышцы не напрягаются, а расслабляются, воздух мгновенно поступает в лёгкие, а живот чуть выпячивается. При зевании же напрягаются мышцы под челюстью, а затем осуществляется вдох.

Исполнение высоких нот – процесс не самый простой, но при знании и умении – не самый сложный. Важно, чтобы во время исполнения ни голова, ни подбородок не тянулись вверх. Такое их поднятие приводит к подключению наружных мышц гортани и жёстко перемещает саму гортань вверх, – в пении это недопустимо.

При извлечении низких нот нежелательно слишком низко опускать голову, поскольку в этом случае вниз стремится и гортань. Вокальный процесс требует удобного, комфортного состояния и удобной расслабленной позы.

 3.Резонанс

Вибрация голосовых складок и резонанс – два фактора, определяющие возникновение певческого голоса.

Голос любого исполнителя должен  иметь индивидуальный, узнаваемый тембр. Неповторимость тембра во многом зависит от качества резонанса голоса.

Естественный резонанс – это результат точного звукообразования и последующего взаимодействия голоса с резонаторными полостями.

Для любого исполнителя резонансные ощущения крайне важны. Считается, что в низкой тесситуре резонирует грудь и шея, а в высокой тесситуре должно ощущаться резонирование лица, макушки, затылка и даже спины. На самом деле в пении резонирует всё тело. На высоких нотах вместе с головным резонансом должен присутствовать и грудной, а внизу вместе с грудным – головной. Таким образом голосообразование становится смешанным.

Как нельзя делить тембр исполнителя на головной и грудной, так нельзя делить резонанс на головной и грудной. Резонанс всегда один – смешанный.

Лишь при условии смешанного резонанса вокальный звук может быть сбалансирован по качеству. Это значит, что тембр звучит естественно и создаёт комфортные ощущения.

Между комфортом резонанса и тембром прямая зависимость. Чем комфортней и физиологичней резонанс, тем свободнее, ярче и красивее тембр. Чем больше резонансных полостей участвует в создании голоса, тем более богат обертонами тембр. Именно обертональный состав голоса делает тембр неповторимым.

Озвучивание резонаторов должно осуществляться за счет точного и удобного посыла звука, его меры. Мера эта формируется атакой звука.

Чувство опоры голоса прямо связано с резонансными ощущениями.

При расслабленности мышц гортани, нижней челюсти и живота можно говорить, что резонанс создан на естественной основе. Лишней подачи воздуха при этом быть не должно.

На начальном этапе занятий вокалом голосовые складки обычно не выдерживают большой нагрузки. В такой ситуации в работу включаются внешние мышцы гортани, а брюшные мышцы испытывают излишние напряжения. В этом случае звук становится форсированным, резким, тембр сильно скудеет. Подобное случается из-за неполного грудного резонирования в верхнем регистре и головного резонирования в нижнем регистре. Звонкость при форсировании голоса недолговечна. За ней приходит усталость, звук тускнеет, возможны проблемы с голосом.

На первом этапе работы над основными навыками эстрадного пения с освобождением от зажимов надо контролировать качество голоса. Часто вокалист не задумывается о качестве своего звука. Но, занимаясь, исполнитель должен приучить слух к анализу и понимать, что такое хорошо и что такое плохо в пении.

Распеваясь, исполняя нельзя придавать голосу искусственный объем и красоту. Это лишь мешает пению, приводит к напряжениям голосового аппарата. Когда тембр сформирован и голос звучит ровно, без потери качества, то со временем можно увеличивать силу звука.

 4.Артикуляция

…Слушатели часто не понимают языка, на котором

поют певцы на сцене, и довольствуются лишь тем,

что знают в общих чертах содержание…

Э.Карузо.

Проблема дикции, артикуляции, проблема слова в эстрадном пении – одна из наиболее острых.

Исполнитель должен уметь контролировать качество резонанса собственного голоса, следить за артикуляцией, внятностью, читаемостью.

Приучать себя к точному произношению слогов, слов, надо с самых первых «прикосновений» к своему голосу.

Артикуляция и дикционная чёткость зависят от качества звучания голоса, а не наоборот.

Поэтому внимание исполнителя всегда должно быть направлено прежде всего на качество голосообразования. Слово в пении должно создаваться на основе комфортного голосообразования.

Часто в ущерб слову певец стремится к полноценному звучанию резонаторов, а артикуляция и дикция работают не лучшим образом. Как следствие, звук заглубляется, слово при этом звучит невнятно. В арсенале эстрадного исполнителя должно быть умение создавать точное, удобное, сбалансированно звучащее, конкретное слово. При этом резонансные ощущения надо сохранять.

Иногда процесс эстрадного пения рассматривают как разновидность разговорного жанра.

В этом случае, как правило, преимущественно осуществляется работа над выразительностью текста, драматургией произведения.

Это и верно, и нет. Действительно, одной из составляющих вокальной техники является свобода и непринужденность артикуляции. Эта свобода возникает при расслаблении мышц живота, гортани, челюсти, губ, языка. Наряду с резонансом слово должно ощущаться и мягкими, расслабленными губами. Ощущение слова, качества его создания является тем звеном, которое делает наше пение при всех других составляющих полноценным. И от этого удобным и комфортным.

С первых упражнений и произведений заниматься надо не вокалом вообще. Упражнения и произведения желательно рассматривать не как ноты, а как слова и фразы. В этом случае задача голосообразования становится конкретнее, а результат получается лучше.

В процессе пения удобство звучания голоса и резонанс могут появляться и исчезать. Это возможно при локальных напряжениях отдельных групп мышц. Такие проявления по различным причинам могут быть у любого исполнителя.

В этом случае надо научиться отходить от темпа произведения и пропевать фразу чуть быстрее, чем следует, с опережением. Пауза между фразами получится больше, голосовой аппарат будет успевать восстанавливаться. При высоком темпе пения мышцы голосового аппарата не успевают реагировать на высокие ноты зажатием. Это высвобождает возможности голоса и помогает исполнителю в произношении слова, фразы. Подобный приём настраивает вокалиста на лучшее ощущение смысла произведения, на драматургию.

В итоге.

При настройке голосового аппарата определяющим условием качественного, профессионального эстрадного пения является комфортное состояние. Возможно оно при выполнении рекомендаций по овладению основными навыками эстрадного пения. Все рекомендации направлены на создание условий для удобства дыхания, расслабленности голоса, естественного резонанса и артикуляции. Все эти составляющие  оказывают благотворное влияние на качество звукообразования и в конечном итоге на тембр голоса эстрадного вокалиста.

© Олег Клипп, 2019