Школа Vocal Klipp
Статьи

Основные навыки эстрадного вокала

Основные навыки эстрадного пения:

  1. свободное удобное дыхание(свобода вдоха, выдоха);
  2. расслабленность и удобство голосового аппарата;
  3. естественный резонанс(грудной, головной);
  4. расслабленность речевого аппарата(губы, язык, челюсть), удобство артикуляции.

Основные навыки эстрадного пения, если они освоены правильно, создают прекрасные условия для удобного и комфортного звукообразования!

 1.Дыхание

Дыхание самым тесным образом связано с другими основными певческими навыками.

В вокале принято обращать исключительное внимание на так называемое певческое дыхание. Причем много внимания уделяется различным упражнениям, дающим возможность ощутить работу диафрагмы – главной мышцы, отвечающей за дыхание в пении.

Эти упражнения, конечно, необходимы с точки зрения ознакомления с работой дыхательного аппарата и приведения его в некоторый тонус.

Специально исполнять эти упражнения перед распеванием или выступлением нет необходимости. Надо чтобы вдох осуществляется в живот. При этом всё в осанке и мышцах должно быть спокойно и расслабленно. Затем набранный воздух можно слегка перевести в верхнюю часть живота, тем самым всего лишь приподняв и чуть развернув грудь, и почувствовать расслабленность плечевого пояса, шеи, лица. Вокалисту чтобы активизировать ощущения и научиться по-настоящему дышать животом, можно воспользоваться способом “ испуга” . При испуге мы иногда тихо вскрикиваем, резко вдыхая воздух именно в живот. Это движение является наиболее точным для понимания работы диафрагмы и мышц живота при вдохе. Во-первых, воздух сразу поступает в живот, а во-вторых, при быстром прохождении не охлаждает слизистую оболочку и связки.

В вокальной литературе почти не упоминается состояние живота, зато очень много говорится о диафрагме. При пении необходимо доверие к собственному животу, к его брюшным мышцам. Именно доверие. Часто бывает так, что волнение исполнителя мешает и мышцы живота в этом случае зажимаются полностью или частично. В пении это недопустимо, так как состояние живота, а, следовательно и диафрагмы, оказывает огромное влияние на звук исполнителя. Необходимо обращать внимание именно на расслабленное состояние живота, а не думать постоянно о диафрагме. Только при условии расслабленности верхней и нижней частей живота диафрагма начинает работать в физиологически верном режиме. При этом практически любой извлекаемый звук становится комфортным, удобным, а значит физиологичным.

Нельзя при пении только и делать, что контролировать работу диафрагмы, артистизм, полетность голоса, жест, красоту тембра. Все эти факторы очень важны. Но они являются следствием, а не причиной верного голосообразования. Причиной же можно считать удобное, комфортное, спокойное состояние исполнителя, в том числе и всех мышц, отвечающих за процесс дыхания. Для решения проблемы дыхания в пении на первом этапе необходимо учиться по-настоящему чувствовать расслабленность всех мышц живота, как во время вдоха, так и в процессе пения. В таком режиме мышцы живота сами выбирают себе нагрузку и удерживают её, что всегда позитивно влияет на организацию физиологии работы диафрагмы.

При обучении пению надо иногда последить за выдохом, так как:

1) мышечные зажатия живота и гортани ведут к запиранию дыхания, как такового. Это приводит к напряжениям голосового аппарата в целом и неозвученности резонаторной системы, поскольку нет проходимости воздушного потока;

2) и наоборот, если при пении нет постоянно выходящего равномерного воздушного потока, мышцы реагируют на это зажатием;

3) неконтролируемый выдох приводит также к неозвученности резонаторов. В этом случае воздушный поток со слишком большой скоростью в единицу времени проходит через резонаторные полости.

Если же при условии расслабленности мышц живота исполнитель иногда обращает внимание на выдох, то со временем диафрагма начинает работать в необходимом для пения режиме. Спокойный выдох воздуха приближает к свободному, комфортному, насыщенному тембром пению.

В первых двух случаях звук будет форсированным и сначала рекомендуется придыхательная атака. В третьем случае при бесконтрольной утечке дыхания необходима более твердая атака.

Безусловно, на первом этапе пения упражнений или произведений из трех видов атак звука: твердой, мягкой и придыхательной, как правило предпочтительна мягкая атака. Исключения бывают и зависят от индивидуальности конкретного исполнителя.

По мере развития вокальной техники необходимо учиться петь любым видом атаки звука.

Непосредственно перед пением нужны простые разминочные движения, направленные на расслабление брюшных мышц: свободное, легкое смещение живота вперед при вдохе. Движения для плечевого пояса: встряхивание плечами. Движения для шейного отдела: круговые движения головой.

 2.Голосовой аппарат

Дыхание, резонанс, мышечное удобство очень важны для любого исполнителя. Пение самым тесным образом всегда связано с резонаторными и мышечными ощущениями вокалиста. При этом необходимо уметь оценивать то, что происходит во внутреннем пространстве вокального инструмента. Наряду с удобством и комфортом дыхания состояние и работа мышц голосового аппарата тоже должны быть удобны.

Вокалисты часто фиксируют внимание на установке гортани относительно нейтрального положения, на зевке, предшествующем пению. Внимание к подобному исходит из личного профессионального опыта вокалиста, либо его теоретической подготовки. Наверное, всё это оказывает определенное положительное влияние на исполнение эстрадного певца. Но это путь постоянного совершения и последующей коррекции ошибок. Взаимодействие с вокальной техникой должно быть для исполнителя активным процессом созидания. И не должно быть борьбой с наработанными ошибками, недостатками или зажимами.

Вокалисту скорее необходимо обращать внимание на:

1) существующие зажимы гортани и способы освобождения от них, а не только и не столько на ее положение;

2) возможное закрепощение нижней челюсти и приемах ее расслабления, а не только на открытие рта при пении;

3) недопущение напряжений мягкого неба, глотки, языка, а не просто на состояние зевка при вдохе.

Рассмотрим это.

Состояние легкого зевка необходимо для ощущения внутренней свободы голосового аппарата исполнителя, для расслабления мягкого неба, глотки, языка, для помощи при взятии дыхания. Но пользоваться им в смысле положения гортани нельзя. Дело в том, что при зевке гортань имеет тенденцию к понижению. На баритонов и басов это может влиять положительно. Но на остальные голоса такое смещение гортани вниз, как правило, оказывает отрицательное воздействие. Поэтому легкий зевок при обучении рекомендуется только в той мере, в которой он оказывает расслабляющее действие на голосовой аппарат. Также при пении желательно уметь связывать состояние зевка с набором воздуха в живот при вдохе и стараться не разделять между собой эти действия.

У форсированного и зажатого звука может быть множество причин. Это и отмечавшаяся ранее слишком сильная подача воздуха на связки и, наоборот, запирание воздуха. Также зажим внешних мышц гортани, как и закрепощение нижней челюсти, обязательно отрицательно сказывается на звуке. Делает его пережатым, форсированным, а значит лишенным огромного количества обертонов, а значит тембра.

Сдерживать свободу нижней челюсти могут мышцы, отвечающие за ее движение. Очень часто причиной закрепощения нижней челюсти является именно зажим наружных мышц гортани, которые находятся снаружи в районе гортани под нижней челюстью. В этом случае разделять между собой эти два явления нельзя.

Чтобы расслабить нижнюю челюсть и сохранять ее таковой необходимо знание определенных расслабляющих движений челюстью. Надо сделать спокойные, расслабленные движения челюстью вниз, вверх, влево, вправо, вперед, назад. При перемещении челюсти вниз, вверх необходимо задействовать только те ее мышцы, которые включаются в работу, когда мы кусаем яблоко, и ощущения должны быть те же.

После такой разминки при пении на закрытый рот или на определенный слог рекомендуется двигать челюстью влево, вправо непосредственно во время пропевания.

Также необходимо уметь делать движения нижней губой внутрь рта, при которых она полностью закрывает нижние зубы.

Во время начала исполнения произведения эти перемещения нижней челюсти по горизонтали влево, вправо и движения нижней губой сразу снимают напряжения с внешних мышц гортани и мышц челюсти. Наталкивают на ощущение их расслабленности и дают свободу голосовому аппарату в целом, а, следовательно, комфорт исполнителю.

Для любого вокалиста необходимо сохранять расслабленность мышц, находящихся под челюстью. Эти мышцы хорошо ощутимы пальцем, поставленным под челюсть, при глотании и зевании. Задача состоит в том, чтобы исключить их из процесса пения.

В данном случае зевание и рассмотренное выше состояние легкого зевка – это два совершенно различных по физиологии процесса. При легком зевке никакие мышцы, в том числе и под челюстью, не должны напрягаться. Наоборот, они должны расслабиться, тогда воздух мгновенно поступает в живот. При зевании же напрягаются мышцы под челюстью, а затем берется вдох.

При пропевании высоких нот необходимо следить за тем, чтобы ни голова, ни подбородок не задирались. Это не только сразу приводит к участию в процессе пения наружных мышц гортани, но и смещает эту самую гортань вверх, что недопустимо. Нежелательно так же при пении низких нот опускать голову вниз. В этом случае вниз сильно опускается и гортань. При пении необходимо сохранять удобную расслабленную позу.

 3.Резонанс

Вибрация связок и усиление первичного звука с помощью резонанса – два фактора, определяющие возникновение певческого голоса.

Голос любого исполнителя характеризуется индивидуальным тембром. Неповторимость тембра зависит во многом от качества резонанса, возникающего при прохождении звука по голосовому тракту.

Естественный резонанс – это результат точного, комфортного прохождения звука через резонаторные полости.

Для исполнителя крайне важны ощущения резонирования звука. В низкой тесситуре при верном, т.е. комфортном звукообразовании, как правило, резонирует грудь и передняя часть шеи. В более высокой тесситуре при верном, комфортном звукообразовании мы в той или иной степени способны ощутить резонирование лица, макушки, затылка и даже спины. На высоких нотах наряду с головным резонированием обязательно должно присутствовать и грудное. Внизу вместе с грудным необходимо чувствовать головное резонирование. Таким образом голосообразования является смешанным. Как нельзя делить тембр исполнителя на головной и грудной, так при пении нельзя делить резонанс на головной и грудной, он один – смешанный. Только при условии постоянного единого смешанного резонанса вокальный звук сбалансирован по качеству и тембр исполнителя звучит естественно и комфортно.

Между комфортом резонирования звука и тембром голоса существует прямо пропорциональная зависимость. Чем комфортней и физиологически удобней резонанс, тем свободнее, ярче и красивее тембр. Чем больше при этом резонансных полостей участвует в создании звука голоса исполнителя, тем более богат обертонами его тембр. Это богатство обертонов и делает тембр нашего голоса неповторимым.

Озвучивание резонаторов должно происходить за счет точного, удобного посыла звука и его воздушной меры. Эта мера связана непосредственно с атакой звука. А ощущение опоры голосового аппарата напрямую зависит от ощущения резонирования звука.

Если при пении мышцы гортани, нижней челюсти и живота расслаблены, то с большой долей вероятности можно утверждать, что резонанс будет естественным. При этом нельзя добавлять лишней подачи воздуха. На начальном этапе пения связки не выдерживают большой нагрузки и в этом случае в работу обычно включаются те самые внешние мышцы гортани и напряжения начинают испытывать брюшные мышцы живота. В этом случае звук становится форсированным, резким и тембр скудеет. Происходит это за счет неполного использования грудного резонирования в верхнем регистре и головного резонирования в нижнем регистре. Звонкость, достигаемая форсированием звука, недолговечна, за ней, как правило, быстро приходит утомление, звук становится тусклым, могут появиться вокальные проблемы.

На первом этапе работы над основными навыками эстрадного пения наряду с освобождением от зажимов необходимо всегда обращать внимание на тембр голоса. Часто вокалист поет не задумываясь о качестве даже самого прекрасного и комфортного звука. Но в процессе пения исполнитель должен приучать свой слух к качественному звуку и учиться разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.

При распевании или пропевании произведений нельзя стараться придавать своему голосу дополнительный объем и красоту. Это может существенно мешать процессу пения и приводить к ненужным напряжениям голосового аппарата. Если же тембральные ощущения сформированы и голос звучит ровно на всем диапазоне без потери качества, то постепенно можно пробовать увеличивать силу звука.

 4.Артикуляция

…Слушатели часто не понимают языка, на котором

поют певцы на сцене, и довольствуются лишь тем,

что знают в общих чертах содержание…

Э.Карузо.

Конечно проблема дикции, артикуляции, проблема слова в эстрадном пении является одной из наиболее важных и острых.

Исполнитель, а тем более начинающий, должен не только уметь контролировать качество резонирования собственного звука. Ему необходимо следить за артикуляцией, за так называемой читаемостью текста, который он поёт.

Конечно, приучать себя к точному проговариванию слогов, а затем слов, необходимо с первых соприкосновений с вокальным искусством. Но часто артикуляция и дикционная четкость певца зависят от качества самого вокального звука, от удобства при озвучивании резонаторов. Поэтому внимание исполнителя всегда должно быть направлено прежде всего на звук. Слово должно нанизываться на верный, комфортный звук, тогда оно само становится комфортным.

Часто в ущерб слову певец стремится только к полноценному озвучиванию резонаторов, а дикция при этом перестает работать. Как следствие, звук при этом становится чуть глубже и слово уже не внятно. При любом пении, а тем более, эстрадном, в своём арсенала необходимо иметь точное, удобное, конкретное слово. Но при этом не допустимо терять ощущения резонанса. Резонанс и слово связаны напрямую.

С другой стороны, некоторые рассматривают процесс эстрадного пения, как разновидность разговорного жанра, то есть идут по пути проговаривания текста. То есть в этом случае работают исключительно над выразительностью с точки зрения драматургии произведения. Это не имеет к пению, к звучанию голосового аппарата никакого отношения.

Развивать необходимо основные навыки эстрадного пения, то есть вокальную технику. Одной из главных составляющих вокальной техники является свобода и непринужденность артикуляции. Эта свобода возникает тогда, когда расслаблены мышцы живота, гортани, нижней челюсти, губы, область вокруг них, язык. Наряду с ощущениями резонирования звука, о которых говорилось выше, слово должно быть ощущаемо на мягких, расслабленных губах, именно мягких. И относиться к этому следует крайне внимательно. Ощущение слова на губах является тем звеном, которое делает наше пение при всех перечисленных выше составляющих полноценным и от этого удобным и комфортным.

С точки зрения работы над словом, с первых упражнений и произведений надо заниматься не вокалом вообще. Надо рассматривать текст упражнений и произведений не только как ноты и отдельные слова, но и как фразы. В этом случае задача получается конкретнее, а результат лучше.

Иногда в процессе пения удобство и резонанс то появляются, то исчезают. Происходит это от сиюминутных напряжений каких-либо отдельных групп мышц. Причём, эти проявления возможны как у начинающего, так и у вполне зрелого исполнителя и по совершенно различным причинам. В этом случае исполнителю надо отойти от темпа произведения. То есть, можно пропевать фразу чуть быстрее, нежели она должна быть пропета, с некоторым опережением. Пауза между фразами, соответственно, получается больше. Голосовой аппарат расслабляется поскольку темп пения возрастает и мышцы не успевают реагировать зажатием. Всё это высвобождает возможности и подталкивает исполнителя к более чёткому проговариванию слов, к чувству фразы. Подобный приём также настраивает вокалиста на лучшее смысловое ощущение произведения, на ту самую драматургию.

Вывод

При настройке голосового аппарата основным и определяющим условием качественного, удобного, профессионального эстрадного пения является комфорт. Он возникает при условии выполнения исполнителем рекомендаций по овладению основными навыками эстрадного пения. Рекомендации эти направлены на создание необходимых условий по удобству певческого дыхания, расслабленности голосового аппарата, ощущения естественного резонанса и артикуляции. Всё это оказывает благотворное воздействие на качество звукообразования и в конечном итоге на тембр голоса эстрадного вокалиста.

Меню