Статьи

Как не бояться петь? Неуверенность, глоссофобия.

Как не бояться петь? Неуверенность, глоссофобия. Эстрадный вокал.

Как не бояться петь? Неуверенность, волнение, глоссофобия. Эстрадный вокал.

Способность слышать высоту звука и воспроизводить её по умолчанию есть у всех. В какой степени такая способность присуща каждому из нас – это другой вопрос. Но музыкальные способности всегда нуждаются в развитии, иначе они бесполезны.

Развитие слуха и ритма позволяет проявить в мир свои творческие желания, помогает взаимодействию с душой, со своим внутренним миром. Но многие так никогда и не решаются использовать богатство данных природой способностей, не развивают их.

Случается и наоборот, когда люди, обладающие музыкальными способностями и умеющие ими пользоваться, не в состоянии применить их по назначению. Это парадоксальная ситуация – человек умеет, но применить не может.

Причина часто состоит в глоссофобии, сценической неуверенности или особенностях психики. Эти факторы могут помешать выступлению, помешать выразить творческое желание, по-настоящему соприкоснуться с собственной душой.

Глоссофобия.

Глоссофобия – это боязнь публичных выступлений. На моём ютуб-канале Школа ВокалКлипп есть видео по этому поводу.

Глоссофобия и волнение – это разные категории, и их надо разделять.

Глоссофобия – это боязнь, настоящий глубокий страх, способный парализовать человека как до выступления, так и во время выступления. Волнение же – сценическое волнение, – это естественное состояние перед ответственным мероприятием или во время него.

У глоссофобии есть причины:

1.генетическая – боязнь может передаваться по наследству от родных, из поколения в поколение;

2.социальная – строгое семейное воспитание или давнее неудачное выступление.

Вероятность ошибки, неуверенность.

Чувство неуверенности знакомо всем, его может испытать каждый – и умеющий петь, и не умеющий, и в условиях сцены, и в жизни.

Человек с неразвитыми музыкальными способностями при попытке спеть обычно делает это несмело, неумело, наощупь. Либо наоборот, слишком смело, громко и даже демонстративно.

В детстве или во взрослом возрасте неосторожная негативная оценка пения ближайшим окружением может привести к развитию комплекса музыкальной неполноценности. Именно неосторожное слово, взгляд или иная негативная реакция часто бывают слишком травмирующими.

В результате человек может решить для себя больше не делать попыток что-либо исполнить. Самобичевание, самостоятельная негативная оценка своего исполнения, приводит к такому же результату.

Боязнь совершить ошибку способна загнать в угол любого, в том числе музыкально одарённого человека. Неуверенность может навсегда любого лишить возможности выразить с помощью музыки свои чувства, свой внутренний мир.

Из такой неуверенности, страха перед публичным исполнением, очень трудно выбраться, в некоторых случаях практически невозможно. Наша неуверенность, тем более исполнительская, совсем не заинтересована в своём изгнании, и со временем лишь укрепляет свои позиции.

Многим запертым в своей неуверенности и как-бы «бесталанности» приходится поругивать себя, наблюдая за пением не испугавшихся собственного развития, не испугавшихся выступления.

Надо обладать смелостью, чтобы начать борьбу со своей неуверенностью, страхами и победить их.

Некоторые всё же находят силы, отваживаются, предпринимают попытки преодоления границ между собственным страхом и решимостью. Смело или не очень, но они пытаются исполнять, и таким образом выражать себя в музыке.

Сценическое волнение.

Сильное волнение может существенно помешать артисту в полной мере проявить на сцене имеющиеся у него исполнительские навыки. Как правило, волнение не лучшим образом влияет на внутреннее состояние исполнителя, раздёргивая и разрушая его творческий настрой.

Известны случаи, при которых талантливые, даже гениальные музыканты не справлялись со своим волнением. Их исполнительская карьера в этой связи не задавалась.

Многие известные сегодня артисты обладали и обладают определёнными фобиями, связанными с волнением и боязнью публичных выступлений. К таким артистам можно отнести Барбару Стрейзанд, Адель, Эдди Ван Халена, Оззи Осборна. Немало историй связано с их страхами публичных выступлений. Оззи Осборн говорил: «сказать, что я боюсь публичных выступлений – это не сказать ничего».

С другой стороны – если артист перед выступлением не волнуется, то это не артист.

Сценическое волнение, если с ним можно справиться, полезно, и способно положительно влиять на исполнительские качества артиста. Важно, готовясь к выступлению, уметь направить волнение в нужное русло, где оно не разрушит навыки, а поможет их лучшему проявлению.

Такое умение управлять сценическим волнением приходит с повышением уровня исполнительского мастерства, с развитием, с опытом.

Причины сценического волнения:

К основным причинам сценического волнения можно отнести:

  1. неустойчивую психику;
  2. наличие фальшивых нот, неуверенность в качестве звучания голоса, незнание текста, мелодии;
  3. излишнее чувство ответственности за своё выступление;
  4. неосознанность вокального процесса.

Неустойчивая психика – это скорее категория здоровья, эмоциональности человека.

Бытовые проблемы, неурядицы, накопившаяся психологическая и физическая усталость могут не позволить артисту сохранить особое внутреннее исполнительское состояние. А для начинающего исполнителя любые проблемы могут стать серьёзной помехой в публичном выступлении.

Неточность вокальной интонации, неуверенность в качестве своего звука, знании мелодии, текста произведения возникают при недостаточной сформированности вокальных умений и навыков. В этом случае выступление приобретает неуверенный, волнительный, а значит малоуправляемый характер.

Неполноценное развитие слуха иногда позволяет попадать в ноты, хоть и в небольшом диапазоне. За пределами такого диапазона пение обычно становится фальшивым. Такой исполнительский недостаток слишком распространён среди людей с недостаточно развитым слухом.

Но, как правило, практика показывает, что занятия по развитию музыкального слуха избавляют от этой, достаточно распространённой проблемы. Полное её исчезновение требует усердия, но рано или поздно проблема музыкального слуха уходит.

Излишняя ответственность за собственное выступление может стать источником не просто сильного волнения, но и страха.

Слишком большая ответственность может скомкать любое подготовленное заранее выступление и негативно влияет на внутреннее мироощущение исполнителя. Такое гипертрофированное чувство ответственности может стать основным разрушающим выступление фактором. Может сильно повлиять буквально на все умения, может не позволить выступить.

Перечисленные причины оказывают влияние не только на полноценность работы голосового аппарата, но и на чувство осознанности вокального процесса. Неосознанность является одним из главных триггеров волнения. Она может разрушить выступление и вызывать либо полную сценическую обездвиженность, либо, наоборот, гиперактивность. Волнение плюс неосознанность может привести к сценическому ступору, сценическому коллапсу.

Неосознанность способна проявляться и в жизни, и на сцене, и у детей, и у взрослых. Для многих состояние неосознанности является нормой – человек не осознаёт ни себя, ни своё тело, ни своё дело.

В вокальном искусстве осознанность должна быть одним из главных качеств выступающего.

Всё и всегда требует внимания и осознанности.

Спорт, йога, литература, живопись, самоанализ могут стимулировать исполнительские качества, помогать в повышении уровня сценической осознанности.

Сегодня эта, четвёртая причина сценического волнения, наиболее распространена. Большинство, правда, о ней не знают, не задумываются, не придают особого значения. Эта причина слишком неприметна, непонятна и поэтому внимание к ней часто отсутствует.

Проблема сценического волнения очень актуальна.

Самая трудная битва – битва с самим собой.

Психика – как много в этом звуке…

При состояниях сильного волнения, зажатости, неосознанности, излишней ответственности заниматься вокалом непродуктивно и даже опасно. Любое вокальное занятие в эмоционально неуравновешенном, неспокойном состоянии не может привести ни к чему хорошему.

Своё психологическое состояние, как и вокальную технику, надо осознавать, отслеживать и внимательно работать с ним. Психологический аспект в нашей жизни важен и внимание к нему должно способствовать работе над вокально-техническими и художественными навыками.

В противном случае есть вероятность превращения исполнителя в улыбающегося, делающего движения руками и ногами, поющего манекена.

Публика в этом случае оценивает его пение примерно так: да, поёт, репертуар хороший, но чего-то не хватает, не мой исполнитель.

Не хватает в этом случае человеческого состояния. Вокальная техника вместе с умением управления психикой помогает сценическому состоянию, «очеловеченности» исполнителя. Такое состояние требует внимания, анализа и внутренней работы.

В итоге.

  1. Нельзя допускать мысленного программирования отрицательного результата своего выступления.
  2. Стремиться к позитивному результату выступления – готовиться, настраиваться на выступление, понимать уровень своей подготовленности.
  3. С помощью зеркала увидеть особенности своего сценического образа, своё внутреннее состояние, что именно излучает лицо и тело, насколько естественен.
  4. Не ждать от выступления многого – ждать малого, не ждать большего, не ждать меньшего. Этим не создавать ненужных потенциалов.
  5. Находясь на сцене, обращать внимание на доброжелательные лица, исполнять для них. Этими людьми могут оказаться родные, друзья, знакомые.
  6. Не думать об аплодисментах, думать о вокальном процессе.
  7. Работать со страхами, стараться преодолевать их.

Мы все живые и все иногда ошибаемся.

Дома или в классе может получаться, а на публике – нет, иногда это может быть настоящей помехой в любом деле. Бросать то, что любишь, даже когда не всё и не сразу получается, нельзя. Со временем всё получится.

Некоторая неуверенность, видимая или невидимая, естественна для каждого из нас, поскольку все мы живые. Её не следует позиционировать как большую помеху, она часто может помочь в настройке и воплощении задуманного. Надо научиться с ней взаимодействовать.

© Олег Клипп, 2023