Статьи

Обучение взрослых эстрадному вокалу. Зачем?

Обучение взрослых эстрадному вокалу. Зачем?

Обучение взрослых эстрадному вокалу всегда актуально. Но многие задают вопрос: зачем?

Не блажь ли?

Существует много взрослых людей, которые любят исполнять эстрадные вокальные произведения. Они желают научиться делать это по-настоящему хорошо. Их часто волнуют конкретные вопросы, связанные с обучением взрослых эстрадному вокалу. Например, можно ли в принципе научиться петь или хотя бы повысить уже имеющиеся вокальные умения? А если я уже не ребёнок и мне стукнуло 17, 20, 30, 40, 50 лет? Поможет ли обучение вокалу хорошо исполнять песни в компании друзей или в караоке? И главное: не блажь ли всё это, в здравом ли я уме? Не поздно ли думать о давней мечте и начинать учиться петь? Отдаю ли я себе отчёт в собственных желаниях? Такие вопросы к самому себе вполне адекватны. В них проглядываются обычные, реальные проблемы взрослого человека. Эти проблемы связаны с существующими трудностями при пении. Трудности могут быть и вокально-техническими и эмоционально-психологическими.

Разрушить Мэнсона?

Обучение взрослых эстрадному вокалу часто вступает в определённое взаимодействие законом Мэнсона. Журналист и блогер Марк Мэнсон сформулировал мысль: чем больше что-то угрожает нашей идентичности, тем активнее мы этого избегаем. 

Люди, как известно, боятся неудачи, но многие боятся и успеха. Вероятность неудачного или успешного результата способны вызвать у человека чувство страха. Неудача или успех всегда в какой-то степени меняют нас. При этом нарушая давно сложившееся мнение о самих себе. В вокальном смысле данный закон работает так же, как и во всех остальных. 

Желающие обучаться эстрадному вокальному искусству часто сомневаются. Сомневаются в необходимости повышения собственного уровня пения, побаиваясь отрицательного результата. 

В конечном итоге человек может решиться на смелый шаг и выйти из существующей собственной зоны комфорта. Результат же при этом может получиться совсем не ожидаемый. Отрицательный результат для любого из нас всегда является ударом по собственной идентичности. Но бьёт он ещё и по психике. 

В данном же случае подсознательно вокального успеха мы опасаемся так же, как и неуспеха. Ведь никогда точно не известно к чему в дальнейшем наш успех может нас привести. По сути и успех и неуспех приводят к одному и тому же. Они приводят к потере существующего, устоявшегося образа жизни, к потере устоявшейся идентичности.

Все ли из нас готовы потерять уже имеющееся и во многом поменять свою жизнь? Декларативно большинство, а в реальности единицы. В результате получается, что наша инертность способна победить нашу мечту. Люди, как правило, опасаются очень многого и выбирают рутину вместо движения к неизведанному. Не все и не всегда отваживаются на поступок. 

На повышение собственного исполнительского уровня, на занятия вокалом надо уметь отважиться.

Зачем обучаться эстрадному вокалу? В чём состоит обучение?

В смысле мотивации вокального обучения у каждого ребёнка или взрослого могут быть свои собственные аргументы. Общее же для всех: наряду с вокально-технической пользой получать удовольствие, эстетическую пользу.

Считается, что основным условием качественного вокального исполнения произведений является тренировка голоса. Веками складывалось убеждение, что тренировка голосового аппарата — это главное условие выработки вокально-технических навыков.

Секрет в том, что в обучении взрослых эстрадному вокалу тренировка голосового аппарата, разумеется, необходима. Но она помогает и является определяющим элементом лишь в случае понимания процесса голосообразования. 

Наиболее важным, наряду с выработкой вокальной техники, является формирование внутреннего слухового представления. Формировать надо представление о комфортном вокальном голосообразовании. 

В противном случае все занятия вокалом вредны, а в лучшем случае бесполезны!

Певец хорош настолько, насколько он адекватно слышит и способен анализировать качество своего пения. Корректное слышание качества голоса — одно из основных условий вокального обучения.

У кого учиться?

Обучение взрослых эстрадному вокалу у конкретного преподавателя — это всегда вопрос доверия к этому преподавателю.

Искать надо того, кому доверяете! 

Доверие — это вопрос ощущений и чувств. Чем точнее работает интуиция, тем больше вероятность избежать ошибки в данном вопросе. При этом полагаться на счастливый случай глупо.

Понятно, что не все желающие обучаться пению располагают интуицией. В этом случае существует опрос знакомых, друзей, родственников.

Не важно количество знаний, демонстрируемых преподавателем в соцсетях и наяву. Всегда важны лишь конкретные результаты его труда. Конкретное пение конкретного ученика, его ощущения, вокальный комфорт и вокальный рост.

Может подтянуть разговорный голос и всё нормализуется?

Распространено мнение, что развивая разговорный голос, мы автоматически развиваем певческий, и наоборот. Зависимость между пением и речью существует: и то и другое является результатом работы одного и того же механизма. Но также существует много требуемых составляющих качественного вокального голосообразования. Во взаимосвязи певческого и разговорного голоса преподавателю вокала надо разбираться. 

Эффективность функционирования голосового аппарата в пении выше. Вокальный голос выстраивается на длинных гласных звуках, расположенных на определённой высоте, в определённом звуковом диапазоне, около 1,5 — 2 октав. Речевой же голос характеризуется чередованием коротких гласных и согласных звуков в узком диапазоне. Диапазон этот насчитывает в среднем 3 — 4 тона.

И пение, и речь отдельного человека может быть и свободной, и зажатой. Свободно поющие способны зажимать свой разговорный голос. Свободно говорящие способны зажимать свой певческий голос. По разговорному голосу не всегда можно точно определить тип певческого голоса: бас, тенор, баритон. Наши уши могут обманываться, а голосовой аппарат — обманывать.

Сразу ли надо определять тип голоса?

Если преподаватель желает мгновенно поместить ученика в конкретные диапазонные рамки, то при первом прослушивании он определяет тип голоса. Таким образом во время первого прослушивания преподаватель помещает мало понимающего и мало умеющего ученика в конкретную вокальную категорию. Например: бас, баритон, тенор, сопрано, альт. И впоследствии развивает его в соответствии с уже выбранным типом голоса. Но конкретность не синоним точности.

Такой подход нельзя назвать верным! В этом случае, скорее всего, сразу ограничиваются потенциальные возможности певческого голоса ученика. Возможности без определённого периода занятий по сути никому не известны. Ведь в результате обучения качество голоса и количество его возможностей, при состоятельной методике, должны меняться в положительном направлении.

Сразу определять тип голоса ученика в соответствии с опытом и сложившимися вокальными представлениями нельзя. Подобное, когда ученик сразу отформатирован имеющейся у преподавателя теорией и методикой обучения, увы, не редкость.

Самореализация?

Мы идём учиться чему-либо тогда, когда душа желает этого.

Прежде задумайтесь кто и когда сказал, что вы совсем не умеете петь или делаете это плохо? В этом случае вспоминается выражение: «А судьи кто?» (Грибоедов «Горе от ума». Чацкий, действие 2, явление 5). 

Никто никогда не может определить собственный потенциал пока по-настоящему не начнёт воплощать задуманное. 

Отказывать себе в чём-либо, а тем более в удовлетворении собственных желаний — это дурной тон по отношению к себе.

Если человеку грозит обжорство, то отказываться от переедания нормально. Отказываться от того, чем давно хотелось заняться, что давно хотелось освоить, совсем ненормально. Сложно жить без мечты, без желаний, без потенциала, без перспективы!

Психика?

Заниматься чем-либо, когда вы психологически зажаты, закрыты, загружены, чересчур ответственны непродуктивно и опасно. 

Одним из по-настоящему существенных стимулов ученика часто является желание внутренней гармонизации, уравновешивание собственной психики.

Психологический аспект вокальных занятий, позитивное воздействие вокальных ощущений являются весомой составляющей в освоении вокально-технических навыков. 

С помощью точной вокальной техники мы не только исполняем, но ещё приводим себя в комфортное психологическое состояние. То есть, по сути очеловечиваем себя. 

Если это не учитывать, то есть вероятность превратиться в поющего, улыбающегося и делающего на сцене движения руками и ногами манекена. Слушателей такой исполнитель мало трогает.

Когда мы чувствуем музыку и ассоциируем её с новыми приятными эмоциями, то способны развиваться. Тогда процесс развития умений и навыков становится не в тягость и идёт естественно и оптимально.

Позитивный вокально-технический результат обучения взрослых эстрадному вокалу всегда способствуют созданию внутреннего комфорта.

Эмоции?

Каждая человеческая эмоция обладает характерными физиологическими проявлениями.

У многих эмоциональная составляющая нашего внутреннего «Я» часто или всегда спрятана от окружающих. И часто даже от самих себя. Чтобы её обнаружить и совместить с собственной жизнью, не переборщив или не похоронив, нужны действия.

Обнаружению собственной эмоциональности и её использованию может способствовать настоящая причастность к творчеству. Эстрадное вокальное искусство здесь, как нельзя, кстати. 

Эстрадный вокал вербален, ритмичен, динамичен, импровизационен. Занимаясь им, можно разбудить в себе неизведанные глубинные чувства и научиться умело ими управлять. 

А затем продвигаться дальше по вокальному пути.

Вокалисту, обретя определённые исполнительские навыки, надо учиться отыскивать в своём исполнении собственное лицо. 

В противном случае творчества может не получиться. Исполняя произведение лишь в соответствии с видением автора, не привнося чего-то своего, к творчеству не приблизишься.

Путь к внутренней гармонии — это не совершенство, а во многом честное самовыражение. 

Имеющееся в каждом из нас определённое несовершенство часто бывает и уместно, и красиво. И порой именно оно способно подвинуть нас к состоянию внутренней гармонии.

Помимо обретения вокально-технических навыков эстрадный вокал позволяет почувствовать и наработать элементы собственного эмоционального интеллекта.

Отрицательный вокальный опыт?

В пении у всех существует отрицательный вокальный опыт. Часто он связан с определённым состоянием или вокальными трудностями. Невключенность дыхания, зажим гортани, неудобство голоса на верхних звуках диапазона, срыв голоса, неточность интонации, несоответствие стилистике, невнятность артикуляции, отсутствие позиции, неполный резонанс и т.д.

Если вокальная методика верна, то обучение избавляет взрослых людей от последствий предыдущего отрицательного вокального опыта.

Случается, что в голове ученика застряла чья-то негативная оценка его пения или память хранит случай не лучшего выступления. Подобная оценка любому человеку всегда мешает сделать шаг навстречу собственным желаниям. В такой ситуации нужна большая смелость для преодоления внутренней амбивалентности. Отрицательный опыт в каком-либо деле распространён в нашей повседневной жизни. Автор этих строк, занимаясь с учениками, довольно часто сталкивается с их предыдущим отрицательным вокальным опытом. Понятно, что любой опыт является частью пути конкретного человека. Вполне вероятно, что в будущем при определённых усилиях такой опыт будет заменён на положительный. Но, если говорить об отрицательном опыте в пении, то это определённый временной отрезок обучения, то есть часть судьбы конкретного человека. 

Кто ответит за годы неверного, нефизиологичного, неестественного голосообразования?

Отрицательные ощущения, связанные с обучением вокалу, могут также основываться на неверных репертуарных желаниях и предпочтениях ученика. 

Никогда, ни при каких обстоятельствах ученику нельзя выбирать репертуар сложнее, чем позволяет имеющийся на данный момент уровень. 

Попытки освоения непосильно сложного репертуара грозят психологическими зажимами, вокальными травмами. Это всегда отбрасывает назад в развитии. Идти на поводу у советчика поработать над сложным произведением, уровень которого существенно выше возможностей, глупо.

Нельзя идти на поводу и у собственного эго, желающего стремительного роста.

В начале обучения или при наличии уже определённых навыков репертуар всегда должен быть посильным. Выбирать его надо по принципу «от простого к сложному», с учётом индивидуальных вокальных возможностей. Тогда вокальное продвижение станет комфортным, радостным и продуктивным. А именно такое состояние и способствует успехам. 

При обучении вокалу надо развиваться и продвигаться, а не хвататься за понравившееся. В этом смысле совершаемые учеником шаги определяют его развитие.

Зажимается голос на верхних звуках?

Зажим голоса на верхнем участке диапазона является широко распространённым явлением в любом вокальном жанре. 

Такой недостаток характерен не только для эстрадно-джазовых вокалистов, но и для академических, и народных, и духовных. Напряжения вокального аппарата могут происходить по многим причинам. Неверная вокальная техника, певческое неудобство, неумение использовать дыхание, психологические причины.

Срывается голос?

Обучение взрослых эстрадному вокалу в соответствии с верно выбранной методикой позволяет исключить срыв голоса на верхних нотах.

Громко и ярко срыв голоса проявляется, как правило, у исполнителей мужского пола. У женщин подобное явление наблюдается редко, но тоже случается. Женский голос с его тремя природными регистрами менее подвержен этому яркому вокальному недостатку. 

Причины срыва голоса могут быть разные.

Первой и главной считается неумение переходить из одного регистра в другой, то есть, необученность. Ни красивейший природный тембр, ни наличие артистических навыков не способны устранить или заретушировать это. Пока нет взаимодействия всех составляющих голосового аппарата будет сложно.

Второй и наиболее распространённой причиной является сценическое волнение. Часто такое волнение проявляется у малоопытных или сомневающихся в собственном пении вокалистов.

Третьей причиной является простуда. Надо отметить, что в самом начале простуды голос может звучать значительно лучше обычного. Но если болезненное состояние уже укоренилось, то голосовой аппарат работает физиологически непривычно. Отражается это и на тембре голоса и на комфортности регистровых переходов.

К четвёртой причине можно отнести психологическую усталость, которая идёт в паре с физической усталостью.

Психологическая усталость часто проявляется невозможностью внятного контроля над собственным пением.

Неточно поёте?

Обучение эстрадному пению позитивно влияет на развитие точности интонации.

У начинающих заниматься вокалом детей точное или неточное пение связано с наличием или отсутствием музыкального слуха. 

У детей нет устоявшегося исполнительского опыта и, соответственно, твёрдых вокальных навыков. Поэтому чистота их интонации зависит в основном от имеющегося природного музыкального слуха. В процессе занятий с детьми над развитием слуха надо работать, развивать, улучшать.

У желающих петь взрослых иная ситуация. Их условно можно разделить на никогда не певших и уже поющих.

Среди не певших взрослых существует две категории. Есть те, кому необходимо развивать слух, и те, кому слух развивать не надо.

Среди поющих взрослых исполнителей можно обнаружить тех, кто поёт интонационно чисто и, соответственно, интонационно не чисто. 

Причиной интонационно неточного пения взрослого человека может быть не отсутствие музыкального слуха, а отсутствие вокально-технических навыков. 

Этот недостаток часто и приводит к фальши. В этом случае слух есть, а голос исполнителя находится как бы не на месте. По сути исполнитель не знаком с техникой вокального голосообразования.

Сила голоса.

Силу для интенсивной эмиссии звука голоса всегда надо искать не в имеющейся природной мощности организма вокалиста и не в количестве усилий. Сила появляется при технически точном, скоординированном, комфортном вокальном голосообразовании.

При техничном голосообразовании обнаруживается физиологически удобная вокальная подача. Она и способствует комфортному пению на форте и пиано, и создаёт огромное количество красок!

Решаться учиться петь или нет?

Да!

 

Меню