Статьи

Эстрадный вокал для взрослых. Зачем?

Эстрадный вокал для взрослых. Зачем?

Эстрадное пение нравится многим. Но надо ли им заниматься? Эстрадный вокал для взрослых! Занятия? Зачем?

Не блажь ли?

Существует много взрослых людей, которые любят исполнять эстрадные произведения. Они желают научиться делать это по-настоящему хорошо. Их часто волнуют конкретные вопросы, связанные с обучением взрослых эстрадному вокалу. Например, можно ли в принципе научиться петь или хотя бы повысить уже имеющиеся вокальные умения? А если я уже не ребёнок и мне стукнуло 17, 20, 30, 40, 50, 60 лет? Поможет ли обучение вокалу хорошо исполнять песни в компании друзей или в караоке? И главное: не блажь ли всё это, в здравом ли я уме? Не поздно ли думать о давней мечте и начинать учиться петь? Отдаю ли я себе отчёт в собственных желаниях? Такие вопросы к самому себе вполне адекватны. В них просматриваются обычные, реальные проблемы взрослого человека. Эти проблемы связаны с имеющимися трудностями при пении. А трудности эти могут быть и вокально-техническими, и эмоционально-психологическими.

Разрушить Мэнсона?

Обучение взрослых эстрадному вокалу часто вступает во взаимодействие с законом Мэнсона. Журналист и блогер Марк Мэнсон сформулировал такую мысль: чем больше что-то угрожает нашей идентичности, тем активнее мы этого избегаем. 

Люди обычно боятся неудачи, но многие боятся и успеха. Вероятность неудачного или успешного результата способны вызвать у человека чувство страха. Неудача или успех всегда как-то меняют нас, нарушая давно сложившееся мнение о самих себе. В вокальном смысле данный закон работает так же, как и во всех остальных. 

Желающие обучаться эстрадному вокальному искусству часто сомневаются. Сомневаются в необходимости повышения собственного исполнительского уровня, побаиваясь отрицательного результата. 

В конечном итоге человек всё же может решиться на смелый шаг и выйти из существующей собственной зоны комфорта. Результат же при этом может получиться не совсем ожидаемый. Отрицательный результат для любого из нас всегда является ударом по собственной идентичности. Но ещё он бьёт и по психике

В данном случае подсознательно вокального успеха мы опасаемся так же, как и неуспеха. Ведь никогда точно не известно к чему наш успех в дальнейшем может нас привести. По сути и успех и неуспех приводят к одному и тому же. Они приводят к потере существующего, устоявшегося образа жизни, к потере устоявшейся идентичности.

Все ли из нас готовы потерять уже имеющееся и поменять свою жизнь? Декларативно большинство, а в реальности единицы. В результате получается, что наша инертность может победить нашу мечту. Люди, как правило, опасаются очень многого и выбирают рутину вместо движения к неизведанному. Не все и не всегда отваживаются на поступок. 

На повышение собственного исполнительского уровня, на занятия вокалом надо уметь отважиться.

Зачем обучаться эстрадному вокалу? В чём состоит обучение?

В смысле мотивации вокального обучения у каждого ребёнка или взрослого могут быть свои личные аргументы. Общее же для всех: наряду с вокально-технической пользой получать удовольствие, эстетическую пользу.

Считается, что основным условием качественного вокального исполнения произведений является тренировка голоса. Веками складывалось убеждение, что тренировка голосового аппарата — это главное условие выработки вокально-технических навыков.

При обучении взрослых эстрадному вокалу тренировка голосового аппарата, разумеется, необходима. Но она помогает лишь в случае понимания процесса голосообразования

Наиболее важным, наряду с выработкой вокальной техники, является формирование внутреннего слухового представления. Формировать надо ощущения, представление о комфортном вокальном голосообразовании. 

В противном случае все занятия вокалом вредны, а в лучшем случае бесполезны!

Певец хорош настолько, насколько он адекватно слышит и способен анализировать качество своего пения. Корректное слышание качества голоса — одно из основных условий вокального обучения.

У кого учиться?

Обучение взрослых эстрадному вокалу у конкретного преподавателя – это всегда вопрос доверия к этому преподавателю. Вокальное сообщество, увы, неоднородно.

Искать надо того, кому можете доверять! 

Доверие — это вопрос ощущений и чувств. Чем точнее работает интуиция, тем больше вероятность избежать ошибки. При этом полагаться на счастливый случай глупо.

Понятно, что не все желающие обучаться пению располагают интуицией. В этом случае есть опрос знакомых, друзей, родственников.

Не важно количество знаний, демонстрируемых преподавателем в соцсетях и наяву. Важнее конкретные результаты его труда. Конкретное пение конкретного ученика, его ощущения, вокальный комфорт и вокальный рост.

Может подтянуть разговорный голос и всё нормализуется?

Распространено мнение, что развивая разговорный голос, мы автоматически развиваем певческий, и наоборот. Зависимость между пением и речью существует: и то и другое является результатом работы одного и того же голосового механизма. Но также существует много необходимых составляющих качественного вокального голосообразования. Во взаимосвязи певческого и разговорного голоса преподавателю вокала надо хорошо разбираться. 

Эффективность функционирования голосового аппарата в пении выше. Вокальный голос выстраивается на длинных гласных звуках, расположенных на определённой высоте, в определённом звуковом диапазоне, около 1,5 — 2 октав. Речевой же голос характеризуется чередованием коротких гласных и согласных звуков в узком диапазоне. Диапазон этот насчитывает в среднем 3 — 4 тона.

И пение, и речь отдельного человека может быть и свободной, и зажатой. Свободно поющие могут зажимать свой разговорный голос. Свободно говорящие могут зажимать свой певческий голос. По разговорному голосу не всегда можно точно определить тип певческого голоса: бас, тенор, баритон. Наши уши могут нас обманывать и голосовой аппарат может нас обманывать.

Сразу ли надо определять тип голоса?

Часто преподаватель желает мгновенно поместить ученика в конкретные диапазонные рамки. В этом случае при первом же прослушивании он «точно» определяет тип голоса. Таким образом преподаватель помещает мало понимающего и мало умеющего ученика в конкретную вокальную категорию. Например: бас, баритон, тенор, сопрано, альт. И впоследствии развивает его в соответствии с этим выбранным типом голоса. Но конкретность не является синонимом точности.

Такой подход нельзя назвать верным! В этом случае обычно ограничиваются потенциальные возможности певческого голоса ученика. Но возможности любого из нас по сути никому не известны, особенно без определённого периода занятий. При обучении по хорошо зарекомендовавшей себя методике качество голоса и количество его возможностей меняются в положительном направлении.

Мгновенно определять тип голоса ученика в соответствии с опытом и уже сложившимися вокальными представлениями нельзя. Такое определение может оказаться неверным.

Подобное, когда ученик сразу оказывается в неких рамках, не редко. В этом случае ученик становится жертвой формата, который иногда необходим, но не при определении типа голоса.

Самореализация?

Мы идём учиться чему-либо тогда, когда наша душа желает этого.

Прежде задумайтесь кто и когда сказал, что вы совсем не умеете петь или делаете это плохо? Вспоминается выражение: «А судьи кто?» (Грибоедов «Горе от ума». Чацкий, действие 2, явление 5). 

Никто и никогда не может определить свой потенциал пока по-настоящему не начнёт воплощать задуманное. 

Отказывать себе в чём-либо, а тем более в удовлетворении собственных желаний – это дурной тон по отношению к себе.

Когда человеку грозит обжорство, то отказаться от переедания вполне нормально. Отказываться от того, чем давно хотелось заняться, что давно хотелось освоить, совсем ненормально. Сложно жить без мечты, без желаний, без перспективы!

Психика?

Заниматься чем-либо, когда вы психологически зажаты, закрыты, загружены, чересчур ответственны, очень непродуктивно и даже опасно. 

Одним из по-настоящему существенных стимулов ученика часто является его желание внутренней гармонии, уравновешивание собственной психики.

Психологический аспект вокальных занятий, позитивное воздействие вокальных ощущений являются большой составляющей в освоении вокально-технических навыков. 

С помощью точной вокальной техники мы не только исполняем, но ещё приводим себя в комфортное психологическое состояние. То есть, по сути очеловечиваем себя. 

Если это не учитывать, то есть вероятность превратиться в поющего, улыбающегося и делающего на сцене движения руками и ногами манекена. Такой исполнитель мало трогает слушателя.

Когда мы по-настоящему чувствуем музыку и ассоциируем её с приятными эмоциями, то можем развиваться. Тогда процесс развития умений и навыков становится не в тягость и идёт достаточно естественно.

Позитивный вокально-технический результат обучения взрослых эстрадному вокалу всегда способствует внутреннему комфорту.

Эмоции?

Каждая человеческая эмоция обладает характерными физиологическими проявлениями.

У многих эмоциональная составляющая внутреннего «Я» спрятана от окружающих. И часто даже от самих себя. Чтобы её обнаружить и совместить со своей жизнью, не переборщив или не похоронив, нужны действия.

Обнаружить собственную эмоциональность и использовать её помогает причастность к творчеству. Эстрадное вокальное искусство здесь, как нельзя, кстати. 

Эстрадный вокал вербален, ритмичен, динамичен, импровизационен. Занимаясь вокалом, можно разбудить в себе неизведанные глубинные чувства и научиться умело ими управлять. 

А дальше – продвигаться по вокальному пути.

Вокалисту, после обретения исполнительских навыков, надо учиться отыскивать при пении и собственное лицо. 

В противном случае творчества может не случиться. Исполняя произведение лишь в соответствии с видением автора и не привнося чего-то своего, к творчеству не приблизишься.

Путь к внутренней гармонии – не совершенство, а честное самовыражение. 

Имеющееся в каждом из нас определённое несовершенство часто и уместно, и красиво. И порой именно несовершенство способно подвинуть нас к состоянию внутренней гармонии.

Помимо вокально-технических навыков эстрадный вокал даёт возможность почувствовать и наработать элементы собственного эмоционального интеллекта.

Отрицательный вокальный опыт?

В пении у всех может быть отрицательный вокальный опыт. Он часто связан с неким состоянием или вокальными трудностями. Невключенность дыхания, зажим гортани, неудобство голоса на верхних звуках диапазона, срыв голоса, неточность интонации. Или несоответствие стилистике, невнятность артикуляции, отсутствие позиции, неполный резонанс и т.д.

Если методика верна, то обучение избавляет взрослых людей от последствий предыдущего отрицательного вокального опыта.

Случается, что в голове ученика остаётся чья-то негативная оценка его пения и память долго хранит этот случай. Случай не лучшего выступления. Любому человеку такое всегда мешает сделать шаг навстречу собственным желаниям. В этой ситуации нужна смелость для преодоления внутренней амбивалентности. Ведь отрицательный опыт в каком-либо деле распространён во всей нашей повседневной жизни.

Автор этих строк, занимаясь с учениками, довольно часто сталкивается с их предыдущим отрицательным вокальным опытом. Понятно, что любой опыт является частью пути конкретного человека. И его при определённых усилиях можно заменить на положительный.

Но кто ответит за годы неверного, нефизиологичного, неестественного голосообразования?

Отрицательные ощущения, связанные с обучением пению, могут также основываться на неверном репертуаре и других предпочтениях ученика. 

Ни при каких обстоятельствах ученику нельзя выбирать репертуар сложнее, чем позволяет имеющийся на данный момент его исполнительский уровень. 

Попытки освоения непосильно сложного репертуара всегда грозят психологическими зажимами, вокальными травмами. Обычно это отбрасывает назад в развитии. Идти на поводу у советчика поработать над сложным произведением, уровень которого существенно выше возможностей, глупо.

Нельзя также идти на поводу и у собственного эго, желающего стремительного роста.

В самом начале обучения или при наличии определённых навыков репертуар всегда должен быть посильным. Выбирать надо его по принципу «от простого к сложному», с учётом индивидуальных вокальных возможностей. Тогда вокальное развитие станет комфортным, радостным и продуктивным. А именно такое состояние и нужно для успеха. 

При обучении вокалу надо развиваться и продвигаться, а не хвататься за понравившееся. В этом смысле шаги определяют развитие ученика.

Зажимается голос на верхних звуках?

Зажим голоса на верхнем участке диапазона является распространённым явлением в любом вокальном жанре. 

Такой недостаток характерен не только для эстрадно-джазовых вокалистов, но и для академических, и народных, и духовных. Напряжения вокального аппарата могут происходить по многим причинам. Неверная вокальная техника, певческое неудобство, неумение использовать дыхание, психологические причины.

Срывается голос?

Обучение эстрадному вокалу должно исключать срыв голоса на верхних нотах.

Громко и ярко срыв голоса проявляется обычно у мужчин. У женщин подобное явление наблюдается редко, но тоже случается. Женский голос с его тремя природными регистрами менее подвержен этому вокальному недостатку.

Причины срыва голоса могут быть разные.

Первая и главная – неумение переходить из одного регистра в другой, необученность. Ни красивейший природный тембр, ни наличие артистических навыков не могут устранить или заретушировать это недостаток. Пока нет взаимодействия всех составляющих голоса, будет сложно.

Второй и наиболее распространённой причиной является чрезмерное сценическое волнение. Часто такое волнение проявляется у малоопытных или сомневающихся в собственном пении вокалистов.

Третьей причиной является простуда. Надо отметить, что в самом начале болезни голос может звучать даже лучше обычного. Но если болезненное состояние уже укоренилось, то голосовой аппарат работает нефизиологично. Это отражается на тембре голоса и на степени комфорта регистровых переходов.

К четвёртой причине можно отнести психологическую усталость. Она обычно идёт в паре с физиологической усталостью.

Психологическая усталость проявляется невозможностью внятного контроля над собственным пением.

Неточно поёте?

Обучение эстрадному пению позитивно влияет на развитие точности интонации.

У начинающих заниматься вокалом детей точное или неточное пение связано с наличием или отсутствием музыкального слуха. 

У детей нет устоявшегося исполнительского опыта и, соответственно, твёрдых вокальных навыков. Поэтому чистота их интонации зависит в основном от имеющегося природного музыкального слуха. В процессе занятий с детьми над развитием слуха надо работать, его надо развивать и улучшать.

У желающих петь взрослых иная ситуация. Их условно можно разделить на никогда не певших и уже поющих.

Среди не певших взрослых существует две категории. Есть те, кому необходимо развивать слух, и те, кому слух развивать не надо.

Среди поющих взрослых бывают те, кто поёт интонационно чисто и, соответственно, интонационно не чисто. 

Причиной интонационно неточного пения взрослого человека может быть не отсутствие музыкального слуха, а отсутствие координации слуха с голосом.

Этот недостаток часто и приводит к фальши. В этом случае слух есть, а голос исполнителя не подчиняется. По сути исполнитель не знаком с техникой вокального голосообразования.

Сила голоса.

Силу для интенсивной эмиссии звука голоса надо искать не в имеющейся природной мощности организма и не в количестве прилагаемых усилий. Сила у голоса появляется при технически точном, комфортном вокальном голосообразовании.

При таком техничном голосообразовании возникает физиологически удобная вокальная подача. Именно она способствует комфортному пению на форте и пиано, и создаёт огромное количество обертонов, красок.

Силу голоса надо искать в усовершенствовании пения, а не в интенсивности работы диафрагмы и голосовых складок. К сожалению часто случается наоборот.

Усовершенствование пения состоит в овладении певческими навыками. Вырабатывать эти навыки надо при наилучшем режиме работы голосового аппарата. Такие условия, такой наилучший режим для голоса надо уметь создать. Создаётся он лишь при помощи точной настройки голоса. Для умения настраивать нужны уши и голова.

Решаться учиться петь или нет?

Безусловно, решаться. Особенно если душа лежит к пению.

© Олег Клипп, 2021