Школа Vocal Klipp
Статьи

Постановка голоса эстрадного вокалиста

Постановка голоса эстрадного певца

Постановка голоса эстрадного певца всегда будет актуальна в свете обучения современному эстрадному вокальному искусству.

Голосовой аппарат эстрадного исполнителя или ученика, как известно, всегда нуждается в обязательной настройке. Аналогично тому, как любой музыкальный инструмент нуждается в обязательной настройке.
Настроить голосовой аппарат – значит привести в соответствие, скоординировать возможности голосового аппарата с его действием.

После умелой настройки голосового аппарата необходимо ещё уметь воспользоваться открывающимися в связи с этим возможностями. И прежде всего, необходимо уметь исполнить соответствующий определенному уровню вокальный репертуар. Но именно с упражнений, предназначенных для верной настройки голоса, надо начинать процесс пения.
Вне зависимости от методов и приемов, используемых любым педагогом, воспитание эстрадного певца подчиняется определенным принципам.

5 принципов воспитания эстрадного певца:

  1. Принцип единства художественного и технического развития. Предполагает неразрывную связь вокальной техники и художественного образа, смысла, драматургии произведения. В данном принципе проявляется синтез таких дисциплин, как вокал, сценическая речь, актерское мастерство. Взаимосвязанное развитие исполнительских качеств и вокально-технического мастерства должно способствовать воспитанию полноценного эстрадного вокалиста.
  2. Принцип учета индивидуальных особенностей учащегося с точки зрения личностных качеств или характера. Педагог обязан прежде всего соотносить свой метод с индивидуальностью ученика. Следовательно, преподавателю ни при каких условиях нельзя допускать шаблона в своей работе с учеником.
  3. Принцип постепенности и последовательности ( от простого к сложному ). Усложнение репертуара, упражнений, исполнительских качеств должно происходить в соответствии с освоением учеником поставленных перед ним задач.
  4. Принцип систематичности. Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом постепенности и последовательности. Он включает в себя постоянное развитие и закрепление определённых вокальных навыков. Любые навыки, как известно, способны исчезать при длительных перерывах в занятиях.
  5. Принцип связи с практикой. Обучение вокальному искусству должно вестись в контексте требований, предъявляемых к современному эстрадному исполнителю. Поэтому, обучение не должно быть оторванным от сегодняшних тенденций развития эстрадно-джазового вокального искусства.

 Задачи настройки голоса эстрадного певца

Задача обучения эстрадному пению – это создание оптимальных условий для работы всех звукообразующих частей голосового аппарата. Одной из главных задач вокального обучения является снятие зажимов, вокальная свобода и удобство работы голосового аппарата, которое можно охарактеризовать словом комфорт. В пении нам всегда необходимо состояние комфорта, о котором мы часто забываем и, даже иногда почувствовав его, вдруг теряем, пытаясь привнести в пение техничность, звонкость, и прочее, которые на самом деле являются результатом этого самого комфорта.

Состояние удобства всегда необходимо ощущать не только исполнителю, но и слушателю, который должен испытывать в ряду других чувств и чувство комфорта. Есть ощущения исполнителя, а есть ощущения слушателя. Они часто не совпадают.

Итак, комфорт – раскрепощенность, естественность, удобство, спокойствие – вот слова, которыми можно охарактеризовать это прекрасное состояние.

Как этого достичь? Как достичь всех составляющих комфорта в пении?  Ответ прост: только верная вокальная техника способна дать вокалисту это чувство. Точные технические ощущения, как правило, помогают исполнителю найти это состояние.

Часто педагоги с целью управления процессом пения рекомендуют ученикам обращаться к чувствам гнева, радости, просят смеяться, плакать, испытывать боль и т. д. Перечислим некоторые известные в вокальной педагогике выражения, возбуждающие ассоциативное воображение: ощущение во рту горячей картошки или яблока, нюханье прекрасного цветка или гнилой рыбы, приготовление в голове большого пустого места для звука. Иногда подобные ассоциации позволяют певцу на некоторое время не только заинтересоваться этими ощущениями, но и с помощью собственного подсознания скорректировать свое пение. Но, став привычными, такие ассоциации, как и любые условности, перестают срабатывать.

Поэтому только вокальная техника, основанная на точных рекомендациях, способна дать исполнителю чувство удобства, чувство комфорта, чувство гармонии с окружающим миром.

Основные навыки эстрадного пения:

  1. свободное удобное дыхание (свобода вдоха, выдоха);
  2. расслабленность и удобство работы голосового аппарата;
  3. естественный резонанс (грудной, головной);
  4. расслабленность речевого аппарата (губы, язык, челюсть), удобство артикуляции.

Об основных певческих навыках можно прочесть в статье Основные навыки эстрадного вокала.

Главным критерием, по которому можно определить участие в голосообразовании всех основных певческих навыков, является удобство и комфортные ощущения исполнителя во время процесса пения.

Меню