Статьи

Вокал. Внимание и воображение.

Вокал. Внимание и воображение.

Насколько важно внимание и воображение в творчестве. Как их развивать?

Творчество в образовании.

Образование сегодня организуется государством и в соответствии с определёнными им задачами, политикой, нормативами, традициями и т.д.

На творческих специальностях образовательных учреждений творческие мероприятия с участием студентов, получающих среднее или высшее образование, – необходимость.

Творчество в творческих учебных заведениях не может и не должно быть редким явлением или вовсе отсутствовать.

В дуальности — образование и творчество – творческая составляющая на мой взгляд — основная.

Именно творческие умения и навыки, высокий уровень владения ими, — способны дать ощутимый импульс и собственно образовательной составляющей любого обучения. Для настоящего развития любого ученика, студента творчество в его обучении не только должно быть, но на него должен делаться акцент. В противном случае полноценного образования может и не случиться, и такое образование может оказаться неполным или вовсе пустым.

Кого выпускаем.

Полноценного образования без творчества быть не может вовсе. И данное моё утверждение актуально не только для творческих специальностей средних и высших учебных заведений.

Но вопрос: везде ли у нас на творческих специальностях, в творческих вузах полноценно присутствует творческая составляющая? Ведь она оказывает огромное влияние на всю образовательную систему в целом и во многом способствует её состоятельности. Представляется, что с творчеством в обучении не всё обстоит так хорошо.

Тогда кого выпускаем?

Наше несовершенство.

Человек, как известно, несовершенен. И мы достаточно часто сталкиваемся с проявлением собственного несовершенства. Часто или иногда, но задумываемся о своих возможностях, умениях и навыках.

Задумываемся о том, что умеем и чего пока не умеем.

Представление, разбор и анализ.

Часто исполнители перед выступлением, осознанно или нет, мысленно представляют что именно и как будут делать во время пения на сцене. 

Перед предстоящим выступлением мы обычно надеемся, что всё пройдёт хорошо. После выступления даже случается, что мысленно анализируем, оцениваем по собственной шкале что получилось из задуманного, а что нет. Так мы задействуем наши внимание и воображение, которые играют важнейшую роль в таком мысленном представлении, разборе и анализе.

Внимание и воображение.

Чтобы каждое выступление вокалиста могло состояться на высоком исполнительском уровне, надо тренировать и развивать в себе внимание и воображение. Чем они более развиты, тем исполнитель быстрее и точнее способен включать их, и рационально использовать в своём выступлении. «Включать внимание и воображение» – звучит как-то неопределённо!

Возникают вопросы. Действительно, какие-такие внимание и воображение необходимы в пении? Зачем их специально развивать, если они и без того присутствуют в жизни каждого из нас? Как же их развивать, если это область нематериальная и умозрительная? Что именно обладание вниманием и воображением может привнести в исполнение произведения?

Что позволяют внимание и воображение.

А вот что! 

Внимание к собственному исполнению, к собственным действиям позволяет слышать, ощущать, анализировать и, в конечном итоге, корректировать своё пение. 

Воображение помогает развитию разных творческих проявлений, даёт возможность внутренне просматривать, осмысливать и корректировать собственное пение.

Воображение и творчество.

Умение включить воображение и «увидеть» своё выступление не означает, что каждое из выступлений может получиться таким, каким оно задумывалось. Но всё же наличие развитого воображения и умение его использовать с каждым разом, с каждым новым выступлением оказывает всё большее влияние на внутреннее состояние исполнителя. Влияет на его нацеленность на результат, привносит в его действия всё больше творчества.

Задания воображению.

Каждое предстоящее выступление в своём воображении надо не только внутренне увидеть, его надо уметь создать детально. Рассмотреть и почувствовать своё лицо, походку, движения рук, головы, одежду, выражение глаз, настроение, интонацию, необходимые для исполнения конкретного произведения.

Такой внутренней проработкой предстоящего выступления надо всегда заниматься задолго до самого выступления.

Необходимо научиться мысленно возвращаться к выступлению, корректируя детали в выражении лица, походке, одежде, глазах, настроении.

Такую внутреннюю, ментальную работу желательно проделывать часто, давая своему мышлению всё новые творческие задания. Так активизируется воображение и в частности – творческое воображение. 

Никогда нельзя бояться внутренне изменить ранее уже представляемый образ, его детали, или вовсе отказываться от него. Так воспитывается и взращивается артистическая гибкость, умение мысленно менять себя, менять образ и выступление в целом, менять созданное внутри себя: выражение лица, интонацию, состояние тела, походку и т.д.

Результат владения вниманием и воображением.

Обладание столь необходимым навыком воображения в перспективе даёт огромный положительный творческий результат. Благодаря владению таким навыком исполнитель постепенно трансформируется в творчески гибкого, внятного и, что важно, точного в проявлении чувств и цельного в создании сценического образа артиста.

Наибольшая ценность умения активизировать воображение заключается в том, что с помощью такой тренировки, в исполнителе пробуждается и прорастает по-настоящему творческий подход к искусству пения. 

Вывод.

В пении, как в одном из видов искусства, чрезвычайно важна способность человека творить, воплощать фантазию в реальность. В данном случае – свои музыкальные ощущения – в жизнь. Творческий импульс, который жизненно необходим в любом виде вокального искусства, в частности – эстрадно-джазовом, исполнителю надо культивировать в себе постоянно. 

Вниманием и творческим навыком воображения надо овладеть и применять его в своём творчестве по прямому назначению и всегда.

© Олег Клипп, 2024