Школа Vocal Klipp
Статьи

Обучение детей эстрадному вокалу. Зачем?

Обучение детей эстрадному вокалу. Зачем?

Обучение детей эстрадному вокалу – надо ли?

Обучение детей эстрадному вокалу с каждым годом становится всё актуальнее. Для всех родителей во все времена была важна самореализация их детей в предстоящей взрослой жизни. От того, насколько чадо будет любить будущую профессию и продвигаться в ней, во многом зависит счастье, здоровье, успешность ребёнка во взрослой жизни. Поэтому родители, как правило, с раннего детства стараются дать своему ребёнку всё лучшее, чтобы заложить основы его счастливой и здоровой взрослой жизни. 

В результате перед родителями возникают определённые вопросы. Как и с помощью чего развивать ребёнка? К чему в принципе предрасположен мой ребёнок и как это определить? Согласуется ли его предрасположенность с моими собственными представлениями об этом? Как сделать развитие ребёнка продуктивным? Где отыскать компетентных учителей

В музыкальном образовании вопросы аналогичные. То есть, при обучении детей эстрадному вокалу существуют проблемы и существуют вопросы с ними связанные. Ответы на некоторые из вопросов, касающиеся эстрадного вокального обучения, были частично рассмотрены в статье «Как выбрать преподавателя эстрадного вокала».

Зачем ребёнку учиться музыке?

Ещё до первого в моей жизни посещения детской музыкальной школы я уже приблизительно понимал, как и чему меня будут учить, а вот зачем, это был главный вопрос моего музыкального детства. Надо сказать, что радости музыкальная школа мне почти не приносила, за исключением пения в хоре. 

Часто у родителей формируется справедливый вопрос: зачем вообще необходимо обучение детей вокалу? Ведь скорее «либо дано петь, либо нет». Существует, в конце концов, модный сегодня рэп. В нём можно при некоторых ритмических задатках почитать текст и во дворе, и в школе, и на лестничной площадке. Это современно, прикольно и интересно. Таким образом без всякого обучения можно быть причастным к современной музыке, к одному из её самых молодёжных стилей. 

Надо заметить, что рэп, конечно, является одним из музыкальных стилей эстрадного жанра и в нём часто с успехом используется и разговорная интонация и вокальная. Но при этом рэп всё же больше ритмически-разговорный стиль, нежели вокальный. 

Иногда родители озадачиваются вопросами: зачем учиться петь, если существует шоу-бизнес с его «законами», сквозь которые не пробиться? Нужно ли обучаться вокалу, музыке, если можно заняться чем-нибудь иным, «более полезным»? 

А если душа ребёнка поёт, как запретить? Если сердце настроено на творчество, на красоту, на любовь, как это игнорировать? Если ребёнок чувствует свои способности и желает по-настоящему овладеть вокальными умениями, как с этим быть? 

Даже в случае, если в дальнейшем ваше чадо не станет выдающимся или крепким вокалистом, учение всегда свет! В том смысле, чтобы ребёнок умел с помощью музыки наполнять себя позитивом, чтобы научился осознанно взаимодействовать с миром звуков, чтобы ощутил удовольствие от собственного музыкального действа. 

Сам факт вовлечения ребёнка в творческую деятельность гораздо важнее результата этого вовлечения. 

Любое творчество, соприкоснувшись с нашим внутренним миром, может сильно повлиять на нас совершенно неожиданным образом и дать по-хорошему непредсказуемый результат. Но не каждый из нас, увы, способен ощутить влияние творческого процесса на нашу духовную организацию и на решение жизненных вопросов. Воздействие творчества на нас простыми средствами не измерить.

Музыка, как никакое другое искусство, всегда воздействует на нашу эмоциональную сферу и физиологию, открывает нам знание об окружающем мире или дополняет его. Творчество оказывает влияние не только на конкретного человека, но и на все слои населения и представителей всех без исключения профессий.

В любом виде профессиональной деятельности всегда уместны творческие подходы и творческие навыки. 

И развитие их совсем не является результатом погружения себя в некое мистически-трансцендентальное состояние. 

Развитие творческих навыков в большей степени зависит от постоянного соприкосновения с творческим  процессом и от привычки к этому соприкосновению.

Что такое вокальное творчество?

На наш взгляд творчество в эстрадном вокальном искусстве – это отнюдь не знание эстрадно-джазового вокального репертуара, не навыки пения под фонограмму или живой аккомпанемент. Творчество – это не оснащённость голоса вокальной техникой, не умение пользоваться микрофоном или иным музыкальным оборудованием.

Творчество в эстрадном вокале – это умение создать в исполняемом произведении собственное музыкальное пространство, умение отклониться от нормы, от предписанного и ожидаемого.

Вашего ребёнка ждёт прослушивание?

При прослушивании ребёнка не всё может сложиться просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Реальную картину музыкальных способностей любого человека при прослушивании составить не так уж просто. Картина эта часто противоречива и даже бывает обманчива. И я тому неоднократный свидетель.

Существует масса причин, по которым ваш ребёнок на прослушивании может показать уровень музыкальных способностей как выше, так и ниже реально имеющегося. Бывает так, что на прослушивании ваше чадо показывает очень хороший результат и даже производит впечатление с замахом на будущую музыкальную успешность. А на самом деле со временем всё происходит совершенно иначе.

При прослушивании может всё сложиться удачно, а может наоборот, ребёнок может потеряться психологически. Бывает, что мнения преподавателей по поводу его музыкальных способностей могут кардинальным образом не совпадать. Никогда не расстраивайтесь из-за подобного. 

Прослушивание преподавателями, а их реальный профессиональный уровень вам не известен, в вашей жизни и в жизни ребёнка совсем не является определяющим фактором. 

Надо, чтобы всё и всегда определял сам ребёнок. Важны его личные ощущения, личный настрой, его желания, его стремления.

Самореализация?

Самореализация в жизни нужна всем. Может быть это главное, что способствует нашему социальному росту и в принципе удерживает нас в  течение всей жизни на плаву. 

Сквозь призму самореализации собственного чада всегда просматриваются тревожные родительские вопросы. Насколько занятие в детстве тем или иным видом искусства в принципе способно повлиять на взрослую жизнь моего ребёнка, на его успешность и востребованность? Какие навыки и качества, наработанные с помощью обучения эстрадному вокалу, понадобятся ребёнку в будущем? Сможет ли моё чадо, если захочет, музыкой, пением заработать себе в будущем на хлеб? Вопросы интересные и правильные. 

Прежде всего: пути Господни неисповедимы! В том смысле, что мы никогда на 100% не знаем, а поэтому никогда не можем быть уверены, что выйдет из любого нашего начинания или начинания наших детей. В том числе из обучения эстрадному вокальному искусству. 

При этом известно, что музыка обладает способностью касаться не только уголков нашей души, но и уголков нашего разума. 

Мышление, память, эстетический вкус, внимание, убеждения, социальный опыт формируются и активизируются в том числе и благодаря музыкальным занятиям. В этом смысле занятия вокалом всегда влияют на общее эмоционально-психологически-интеллектуальное развитие и воспитание любого ребёнка. Никакие музыкальные занятия не бесполезны, если только ваш ребёнок не ощущает во время этих занятий постоянный дискомфорт. Вокальное обучение всегда влияет на ход мыслей, гибкость сознания, отношения с обществом, самопозиционирование, чувства любого обучающегося. 

Зачем нужен резонанс?

Меня мой собственный певческий звук и звук моих учеников внутренне гармонизует. Ощутив или услышав его от учеников, нахожусь в прекрасном расположении духа. 

Надо сказать, что его величество резонанс присутствует во всех звуках слышимого нами частотного диапазона. Резонанс музыкального инструмента или человеческого голоса и его различные сочетания – это физическое явление. Но именно на основании резонанса мы судим о голосе собеседника, о красоте музыки, о душе композитора или исполнителя, о чувствах, о профессионализме, даже о качестве музыкального инструмента. Таким образом явление резонанса оказывает определяющее воздействие на наш мир, на физиологию нашего музыкального восприятия, на вокальное обучение в том числе.

При пении за качество издаваемого нами звука отвечает и слух, и вибрационная чувствительность. С их помощью мы анализируем собственную точность интонации, динамику, яркость и силу голоса.

По сути резонанс – это то, что создаёт нашу звуковую картину мира в целом, это то, благодаря чему мы слышим каждый отдельный музыкальный звук и его обертоны. Для нашего здоровья явление звукового резонанса чрезвычайно благоприятно. 

Резонанс, с которым обучающийся вокалу ребёнок постоянно соприкасается, благотворно воздействует на все органы и ткани его организма.

Наша система музыкального образования выстроена, увы, таким образом, что о качестве вокального звука, о качестве его резонирования, то есть, о самом важном, как правило, не говорят. Говорят о дыхании, диафрагме, улыбке, красоте жестов, силе голоса, репертуаре и т.д. А от качества вокального звукообразования зависит почти всё, в том числе эмоциональная составляющая исполнения. Известно, что при несовершенном вокальном звуке исполнитель испытывает определённое физиологическое неудобство. При этом он отвлекается от смысла и эмоций, заложенных в произведении, на мысли о том, как справиться с этим неудобством.

В самой триаде, часто применяемой в образовательной системе, «знания, умения, навыки», во многом заложено невнимание к качеству звукообразования. 

Качество вокального голосообразования во многом определяет качество тембра исполнителя. Пристальное внимание к тембру, к слушанию тембра и слышанию его необходимо прививать музыканту с самого детства. «Детская физиология по сравнению со взрослой, как правило, гибче, а эмоциональность и восприимчивость выше.

Слушать или слышать?

Чему меня к сожалению никогда не учили, так это тому, чтобы уметь не только слушать, но и адекватно слышать. Слышать с точки зрения эстетики музыкального произведения и качества тембра инструмента или инструментов.

Голос – это, пожалуй, самый сложный из существующих музыкальных инструментов. Для использования любого музыкального инструмента требуется умение владеть им, умение пользоваться заложенным в нём набором средств. Известно, что сам инструмент не играет, всё в руках исполнителя.

Все мы осознаём, что умение владения музыкальным инструментом не замыкается лишь на использовании технических возможностей инструмента. 

Одним из главных приоритетов в музыкальном и, в частности, вокальном обучении, наряду с освоением певческих навыков, должно быть умение слушать и слышать. 

Многое в нашем восприятии музыки зависит от того, какими ушами и «межушным» пространством мы слушаем качество исполняемой музыки в целом и качество тембра в частности. 

Умение слышать можно отнести не только к навыкам работы слуха, но и к навыкам аналитической работы мозга. 

Известно, что при развитии ладового чувства позитивное воздействие оказывается на регулирование процессов возбуждения и торможения нашего организма, а значит на всю нервную систему. Умение слышать музыку развивает музыкально-исполнительский потенциал мозга. 

Когда мы умеем слышать, мы умеем дифференцировать. Умение дифференцировать – признак интеллекта. 

Любому занимающемуся музыкальным искусством необходимо прислушиваться к качеству исполняемой или прослушиваемой музыки. В противном случае выхолащивается сама суть музыкального обучения.

Что делать с вокальными умениями ребёнка в будущем, где применять?

Вопрос простой и не простой. Мне мои детские музыкальные умения пригодились случайно и неожиданно, а со временем стали основой будущего развития.

Нельзя говорить о вокальном искусстве вообще и широко: и с точки зрения музыкального жанра, и с точки зрения качества певческого звука. В учебных пособиях, когда-то написанных для студентов и посвящённых истории эстрадного жанра и его стилей, приходилось касаться классификации существующих музыкальных жанров. При этом внутри каждого из жанров находятся собственные, определяющие его содержание, стили. Все музыкальные жанры можно подразделить на народный, духовный, академический, эстрадный. Можно сказать иначе: фольклорный, религиозный, классический, развлекательный.

Если учитесь народному пению, возможно будете петь в народном коллективе или для друзей и родственников. Учитесь духовному пению, возможно будете петь в церкви. Учитесь академическому пению, возможно будете петь в театре или в концертах камерной музыки. Учитесь эстрадно-джазовому пению, возможно будете петь в эстрадных концертах, караоке, ресторане, для друзей и родственников. Таким образом, обучаясь вокалу, вы приблизительно уже представляете место реализации ваших умений. 

На дворе 21 век и массовая культура на планете во многом и цепко захватила умы людей, в частности молодёжи. Эстрадный жанр с его огромным количеством стилей и подстилей, а, следовательно, потенциалом, сегодня наиболее востребованный вид музыкального искусства.

Развивая мастерство ребёнка в каком-то жанре вокального искусства, вы развиваете и его взгляд на окружающий мир, его ментальность, формируете личностную эмоционально-психологическую специфику ребёнка. А это всё, как известно, очень важные составляющие будущей личности.

Поэтому прислушивайтесь в первую очередь к душе вашего ребёнка, его сердечку, эмоциям, приоритетам. Всё это, может и не сразу, но в некоторой степени, позволит вам определить необходимое для него направление музыкального развития или задать вектор обучения. Такой вектор в процессе самого обучения всегда можно корректировать. Но то, что обучение эстрадному вокалу во многом оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка, является исследованным фактом. 

Я, всю жизнь исполняющий и преподающий в эстрадном жанре, всегда говорю, что «эстрадное музыкальное искусство способно более существенно, чем иные жанры, влиять на творческую составляющую личности ребёнка. 

Почему? Потому что именно в эстрадно-джазовом искусстве и при необходимом внимании со стороны преподавателя, как ни в каком другом, используется искусство импровизации. 

Именно импровизация совместно с присущей эстрадной музыке полиритмией и синкопированностью способна оказывать глубокое воздействие на творческие способности человека.

Быть или не быть «звездой»?

Статус «звезды» – это во многом трудолюбие и удача. Можно быть талантливым исполнителем и не обрести славы, можно быть бесталанным исполнителем и обрести её. Часто мы слышим вокалистов, которые по своим вокально-исполнительским качествам не дотягивают до звёздного статуса, однако являются широко известными. На обретение данного статуса в той или иной мере влияет востребованное у населения музыкальное произведение или произведения, удачное стечение обстоятельств, административный ресурс, финансовый ресурс.

Нельзя забывать, что любая так называемая «звезда» – это всегда живой человек со своими эмоциями, переживаниями, заботами, делами. Высокий статус успешного артиста тешит мечты начинающего. Но такой статус никогда не исключает появления проблем и на более высоком уровне.

Профессионализм же, внутренняя гармония, самореализация, физическое и психологическое здоровье являются более приоритетными для счастливой жизни. Поэтому вопрос «звёздности» не прост и не однозначен. Будущая «звёздность» это во многом вопрос трудолюбия, удачи, желания и во многом вопрос жизненных приоритетов. Надо понимать чего именно на данный момент желаете лично вы вашему ребёнку и чего желает ваш ребёнок сам себе.

Обучаться или нет эстрадному вокалу?

Обучаться эстрадному вокалу не надо, а необходимо!

Меню