Статьи

Эстрадный вокал для детей. Зачем?

Эстрадный вокал для детей. Зачем?

Обучение детей эстрадному вокалу — надо ли?

Обучение детей эстрадному вокалу с каждым годом всё актуальнее. Для родителей во все времена была важна самореализация их детей в предстоящей взрослой жизни. От того, насколько ребёнок будет любить будущую профессию и продвигаться в ней, во многом зависит его счастье, здоровье, успешность во взрослой жизни. Поэтому родители, как правило, с раннего детства стараются дать ему всё лучшее, чтобы заложить основы будущей счастливой и здоровой взрослой жизни. 

В результате перед родителями стоят важные вопросы. Как и с помощью чего развивать ребёнка? К чему в принципе он предрасположен и как это определить? Согласуется ли его предрасположенность с моими, как родителя, представлениями? Как сделать развитие ребёнка продуктивным? Где отыскать преподавателей

И музыкальное образование тут не исключение. При обучении детей эстрадному вокалу есть проблемы и есть вопросы с ними связанные. Ответы на некоторые из вопросов эстрадного вокального обучения были частично рассмотрены в статье «Как выбрать преподавателя эстрадного вокала».

Зачем ребёнку учиться музыке?

Ещё до первого в моей жизни посещения детской музыкальной школы я уже примерно представлял, как и чему меня будут учить. А вот зачем — это был главный вопрос моего музыкального детства.

Часто у родителей формируется справедливый вопрос: зачем вообще нужно обучать детей вокалу? Многие считают, что «либо дано петь, либо нет». Существует также модный стиль — рэп. В нём можно при наличии ритмических задатков практиковаться в чтении текста во дворе, в школе, на лестничной площадке. Это современно, прикольно и даже интересно. И так, без всякого обучения, можно заниматься музыкой, ещё и модным стилем. 

Надо заметить, что рэп действительно является одним из стилей эстрадного жанра. И в нём часто с успехом используется одновременно и разговорная интонация (речь) и звуковысотная (вокал). Но при этом рэп всё же является ритмически-разговорным стилем, нежели вокальным. 

Иногда родители озадачиваются вопросами: зачем учиться петь, если есть шоу-бизнес с его «законами», сквозь которые нельзя пробиться? Нужно ли обучаться вокалу, музыке, если можно заняться чем-нибудь иным, «более полезным»? 

А если душа ребёнка хочет петь? Как запретить? Если сердце настроено на музыку, на красоту мелодии, на ощущение любви? Как это игнорировать? Если ребёнок чувствует в себе наличие способностей и желает по-настоящему овладеть вокальными умениями или умениями игры на музыкальном инструменте? Как быть с этим? 

Даже в случае, если в дальнейшем чадо не станет выдающимся, крепким вокалистом, учение — свет. В результате обучения ребёнок будет не только уметь, но и будет осознанно взаимодействовать с миром звуков. Будет испытывать удовольствие от своего музыкального действа, будет наполняться красотой и позитивом. 

Сам факт вовлечения ребёнка в творческую деятельность гораздо важнее результата этого вовлечения. 

Любое творчество, соприкоснувшись с нашим внутренним миром, может сильно повлиять на нас совершенно неожиданным образом. И часто дать по-хорошему непредсказуемый результат. Но не каждый из нас, увы, способен ощутить влияние творческого процесса на духовную организацию и решение обычных жизненных вопросов. Воздействие творчества на человека простыми средствами не измерить ничем.

Музыка, как никакое другое искусство, всегда воздействует на нашу эмоциональную сферу и физиологию, открывает знание об окружающем мире или дополняет его. Известно, что творчество всегда оказывает влияние на все слои населения и представителей всех без исключения профессий.

В любом деле, в любой профессии всегда уместны творческие подходы и творческие навыки. 

И развитие этих навыков совсем не подразумевает погружение в некое мистически-трансцендентное состояние. 

Развитие творческих навыков в большей степени зависит от постоянства соприкосновения с творческим  процессом, от привычки к такому соприкосновению.

Что такое вокальное творчество?

Творчество в эстрадном вокальном искусстве — это отнюдь не знание эстрадно-джазового вокального репертуара, не навыки пения под фонограмму, живой аккомпанемент. Творчество — не оснащённость голоса вокальной техникой, не умение пользоваться микрофоном или иным музыкальным оборудованием.

Творчество в эстрадном вокале — это умение. Умение создать в произведении собственное музыкальное пространство, умение отклониться от нормы, от предписанного и ожидаемого.

Вашего ребёнка ждёт прослушивание?

При прослушивании ребёнка не всё может сложиться просто и внятно, как кажется на первый взгляд. Реальную картину музыкальных способностей при прослушивании составить не просто. Эта картина бывает противоречива и даже обманчива. И приходилось быть свидетелем.

Существует много причин, по которым ребёнок на прослушивании может не совсем точно демонстрировать уровень своих музыкальных способностей. В рамках прослушивания уровень способностей может быть как выше, так и ниже реально существующего. Бывает, что на прослушивании дети показывают хороший результат. И производят прекрасное впечатление, даже с замахом на будущую музыкальную успешность. А в рамках занятий в классе всё может происходить совершенно иначе.

Также при прослушивании ребёнок может просто психологически растеряться. Бывает, что мнения преподавателей по поводу его музыкальных способностей кардинально не совпадают. Из-за подобного не надо расстраиваться ни детям, ни родителям. 

Реальный профессиональный уровень преподавателя не известен. Поэтому прослушивание в жизни ребёнка совсем не должно быть определяющим вердиктом. 

Желательно, чтобы ребёнок сам, пусть и приблизительно, определял собственные способности. Важны его личные ощущения, личный настрой и желания.

Самореализация?

Самореализация в жизни нужна всем. Может быть это главное, что способствует нашему внутреннему и социальному росту. Самореализация способна удерживать нас в  течение жизни в оптимистичном расположении, в тонусе. 

Сквозь призму вопроса самореализации могут просматриваться родительские вопросы. Насколько занятие в детстве тем или иным видом искусства в принципе способно повлиять на жизнь ребёнка, на его будущую успешность и востребованность? Какие навыки и качества, наработанные при помощи обучения эстрадному пению, понадобятся в будущем? Сможет ли ребёнок, если будет желание, музыкой, пением заработать себе в будущем на хлеб? Вопросы интересные и правильные. 

Прежде всего: пути Господни неисповедимы. В том смысле, что мы никогда на 100% не знаем, и поэтому никогда не можем быть уверены, что выйдет из любого нашего начинания или начинания наших детей. В том числе из обучения эстрадному вокальному искусству. 

При этом точно известно, что музыка обладает способностью касаться не только уголков нашей души, но и уголков нашего разума. 

Мышление, память, эстетический вкус, внимание, убеждения, социальный опыт формируются и активизируются в том числе и благодаря музыкальным занятиям. В этом смысле занятия вокалом всегда влияют на общее эмоционально-психологически-интеллектуальное развитие и воспитание любого ребёнка. Никакие музыкальные занятия не бесполезны, если только ваш ребёнок постоянно не ощущает во время занятий дискомфорт. Вокальное обучение всегда влияет на ход мыслей, гибкость сознания, отношения с обществом, самопозиционирование, чувства. 

Зачем нужен резонанс?

Меня мой певческий звук и звук моих учеников гармонизует. Ощутив или услышав его от учеников, нахожусь в прекрасном расположении духа. 

Надо сказать, что его величество резонанс присутствует во всех звуках слышимого нами частотного диапазона. Резонанс музыкального инструмента или человеческого голоса и его сочетания — это физическое явление. Но именно на основании резонанса мы судим о голосе собеседника. А также о красоте музыки, о композиторе, о исполнителе, о чувствах, о профессионализме, о качестве музыкального инструмента. Таким образом явление резонанса оказывает определяющее воздействие на наш мир. На физиологию нашего музыкального восприятия, на вокальное обучение в том числе.

При пении за качество издаваемого нами звука отвечает и слух, и вибрационная чувствительность. С их помощью мы анализируем точность интонации, динамику, яркость и силу голоса.

По сути резонанс — это то, что создаёт нашу звуковую картину мира в целом. Резонанс — это то, благодаря чему мы слышим каждый отдельный музыкальный звук и его обертоны. Для нашего здоровья явление резонанса может быть чрезвычайно благоприятным. 

Резонанс, с которым обучающийся ребёнок соприкасается, достаточно благотворно воздействует на органы и ткани организма.

Наша система музыкального образования выстроена, увы, таким образом, что о качестве вокального звука, о качестве его резонирования — о самом важном — как правило, не говорят. Говорят о дыхании, диафрагме, улыбке, красоте жестов, силе голоса, репертуаре и т.д. А именно от качества вокального звукообразования зависит почти всё, в том числе эмоциональная составляющая исполнения. Известно, что при несовершенном вокальном звуке исполнитель испытывает определённое физиологическое неудобство. При этом он отвлекается от смысла и эмоций, заложенных в произведении, на мысли о том, как справиться с этим неудобством.

В самой триаде, часто применяемой в образовательной системе, «знания, умения, навыки», во многом заложено невнимание к качеству звукообразования. 

Качество вокального голосообразования определяет качество тембра исполнителя. Пристальное внимание к тембру, к слушанию тембра и слышанию его надо прививать музыканту с самого детства.

Детская физиология по сравнению со взрослой гибче, а эмоциональность и восприимчивость выше.

Слушать или слышать?

Чему к сожалению меня никогда не учили, так это умению не только слушать, но и адекватно слышать. Слышать качество тембра инструментов и уровень эстетической наполненности музыкального произведения .

Голос — это, пожалуй, самый сложный из существующих музыкальных инструментов. Для использования любого музыкального инструмента требуется умение владеть им, умение пользоваться заложенным в нём набором средств. Известно, что сам инструмент не играет, всё в умении исполнителя.

Все мы осознаём, что умение владения музыкальным инструментом не замыкается лишь на использовании его технических возможностей. 

Одним из главных приоритетов в музыкальном и, в частности, вокальном обучении, наряду с освоением певческих навыков, является умение слушать и слышать. 

Многое в нашем восприятии музыки зависит от того, какими ушами и «межушным пространством» мы слушаем качество исполняемой музыки или тембра. 

Умение слышать можно отнести не только к навыкам работы слуха, но и к навыкам аналитической работы мозга. 

Известно, что развитие ладового чувства позитивно воздействует на регулирование процессов возбуждения и торможения нашего организма. А значит на всю нервную систему. Умение слышать развивает музыкально-исполнительский потенциал мозга. 

Когда мы умеем слышать, мы умеем дифференцировать. А умение дифференцировать — признак интеллекта. 

Любому занимающемуся музыкальным искусством всегда надо прислушиваться к качеству исполняемой, прослушиваемой музыки. В противном случае выхолащивается суть музыкального обучения.

Что делать с вокальными умениями ребёнка в будущем, где применять?

Вопрос простой и не простой. Мои детские музыкальные умения мне пригодились случайно и неожиданно. И со временем стали основой будущего развития.

Нельзя говорить о вокале «вообще и широко». И с точки зрения жанра, и с точки зрения качества певческого звука. В моих учебных пособиях для студентов, посвящённых истории эстрадного жанра, приходилось касаться вопросов классификации существующих музыкальных жанров и стилей. Известно, что внутри каждого из жанров находятся собственные, определяющие его содержание, стили. Музыкальные жанры можно подразделить: народный, духовный, академический, эстрадный. Можно сказать иначе: фольклорный, религиозный, классический, развлекательный.

Если учитесь народному пению, будете петь в народном коллективе, для друзей, родственников. Учитесь духовному пению, будете петь в церкви. Учитесь академическому пению, будете петь в театре, в концертах камерной музыки. Учитесь эстрадно-джазовому пению, будете петь в эстрадных концертах, караоке, ресторане, для друзей, родственников. Таким образом, обучаясь вокалу, вы уже можете представить место реализации своих умений. 

На дворе 21 век и массовая культура планеты во многом и цепко захватила умы людей, в частности молодёжи. Эстрадный жанр с его огромным количеством стилей и подстилей, а значит потенциалом, сегодня наиболее востребованный вид музыкального искусства.

Развивая мастерство ребёнка в определённом жанре вокального искусства, развивается и его взгляд на окружающий мир. Развивается его ментальность, формируется личностная эмоциональная специфика его психики. А это всё, как известно, чрезвычайно важные составляющие будущей личности.

Поэтому в первую очередь надо прислушиваться к душе ребёнка, его сердцу, эмоциям, приоритетам. Всё это, может и не сразу, но позволит определить необходимое для него направление музыкального развития, задать вектор. Такой вектор в процессе самого обучения можно корректировать. Но то, что обучение эстрадному вокалу во многом оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, исследовано и постоянно доказывается. 

Считаю, что

эстрадное музыкальное искусство способно более существенно, чем иные жанры, влиять на творческую составляющую личности. 

Почему? Потому что именно в эстрадно-джазовом искусстве, как ни в каком другом, возможно использование импровизации. 

Импровизация вместе с присущей эстрадной музыке полиритмией и синкопированностью способна оказывать глубокое воздействие на творческие способности человека.

Быть или не быть «звездой»?

Статус «звезды» – это во многом вопрос трудолюбия и удачи. Можно быть талантливым исполнителем и не обрести славы, можно быть бесталанным исполнителем и обрести её. Можно услышать вокалистов, которые по своим вокально-исполнительским качествам не дотягивают до звёздного статуса, однако являются ими. На обретение статуса в той или иной мере влияет востребованное у населения музыкальное произведение, удачное стечение обстоятельств, административный ресурс, финансовый ресурс.

Нельзя забывать, что любая так называемая «звезда» – это живой человек со своими эмоциями, переживаниями, заботами, делами. Высокий статус успешного артиста может тешить мечты начинающего артиста. Но подобный статус никогда не исключает проблем.

Профессионализм же, внутренняя гармония, самореализация, физическое и психологическое здоровье на мой взгляд более приоритетны для счастья, чем любой статус «звезды». Поэтому вопрос «звёздности» не прост и не однозначен. Будущая «звёздность» – это во многом вопрос трудолюбия, удачи, желания, во многом и вопрос жизненных приоритетов. Надо понимать чего именно на данный момент желаете именно вы своему ребёнку и чего желает ребёнок сам.

Обучаться или нет эстрадному вокалу?

Сегодня обучаться эстрадному вокалу необходимо.

© Олег Клипп, 2019