Статьи

Как выбрать преподавателя эстрадного вокала?

Как выбрать преподавателя эстрадного вокала?

Как выбрать преподавателя эстрадного вокала или эстрадного музыкального инструмента? Среди каких категорий музыкантов искать? Подобными вопросами задаются все, кто решил учиться. Кто хочет овладеть умениями и навыками в эстрадном исполнительском искусстве.

Существует две категории профессиональных музыкантов, способных помочь желающему в обретении знаний, умений и навыков в эстрадном искусстве. Во-первых, действующие эстрадные исполнители, во-вторых, действующие преподаватели эстрадной специализации. Представители обеих категорий могут обучать эстрадному виду исполнительского искусства. У кого из них учиться? Рассмотрим подробнее.

Эстрадные исполнители.

Гастролирующие исполнители

Российская эстрадная музыка всегда была представлена огромным количеством профессионалов и любителей, известными эстрадными исполнителями (вокалисты, инструменталисты) и не очень известными. Эти исполнители способны музицировать сольно или в составе группы музыкантов.

При поиске педагога в категории действующих артистов надо многое учитывать. Как правило, они исполняют произведения в стиле, в котором являются профессионально состоятельными. Также такие преподаватели имеют определённый статус. Они постоянно находятся в гастрольном графике и располагаются на не самой низкой ступени социальной лестницы. Для потенциального ученика гастроли преподавателя во многом затрудняет и возможность обучения, и вероятность получения консультации. Например, по вопросам вокальной техники, исполнительских качеств, репертуара, музыкального образования. Жизнь артиста – это гастроли, переезды, сцена, нехватка времени и желания на общение с посторонними. Понятно, что времени нет и на какие-либо консультации.

Кроме гастролирующих исполнителей, подобная занятость характерна и для других музыкантов. Например, для артистов клубной сцены. Обновление репертуара таких групп артистов является одним из факторов повышения профессионализма. И происходит обновление репертуара не часто, если происходит вообще. Публика, правда, желает слышать от конкретного артиста или группы знакомые произведения, ради которых эта самая публика и пришла на концерт.

Большинство современных профессиональных постоянно музицирующих исполнителей большой сцены и клубной сцены в силу узкой специализации не всегда могут без подготовки спеть или сыграть что-то незнакомое. Например, произведение какого-нибудь всемирно известного эстрадного артиста. Также не всегда могут показать интересующий гитарный риф. Или разъяснить особенности гармонии произведения известной популярной группы либо исполнителя.

Владение подобными умениями и навыками не только желательно для любого профессионального музыканта. Оно является необходимым качеством в эстрадном образовательном процессе.

Не гастролирующие исполнители

Существует ещё одна большая группа профессиональных музыкантов. Они в отличие от первых двух групп, способны исполнять разнохарактерную с точки зрения стилистики эстрадную музыку. Такие исполнители, несмотря на повсеместно присутствующую на эстрадной музыкальной сцене фонограмму, исполняют музыкальные произведения исключительно живьём. А также владеют большим количеством профессиональных умений и навыков. Следовательно, и профессиональных возможностей. Таких музыкантов, имеющих достаточно внушительный исполнительский опыт, в нашей стране можно обнаружить исполняющими в ресторанах, в городских и поселковых домах и дворцах культуры. В силу специфики такой деятельности они должны владеть большим репертуаром. И репертуар состоит из эстрадных произведений двадцатого и двадцать первого веков. У них есть возможность работать над репертуаром самостоятельно и скрупулёзно. И в соответствии с личным музыкальным вкусом подбирать и исполнять более интеллектуальный, сложный эстрадный репертуар.

Профессиональное владение огромным и разнообразным репертуаром позволяет этой группе исполнителей во многом дистанцироваться от современной официальной музыкальной эстрады. Дистанцироваться от многого часто звучащего со сцены, с экранов телевизоров, по радио. Многие из них, основываясь на собственных методиках обучения, в свободное от основной работы время могут реализовать себя. Например, преподавая частным образом специальные дисциплины или занимаясь студийной звукозаписью и другой музыкальной деятельностью. Такие музыканты много лет работают в профессиональных музыкальных коллективах, осваивая бесчисленное количество известных и малоизвестных музыкальных произведений. В этой связи они обладают неплохим музыкальным вкусом, навыками артистизма и высокой степенью коммуникативности. И обычно не только досконально знают широкий исполнительский репертуар эстрадного направления, представленный произведениями различной стилистики. Также безупречно владеют практическими навыками и способами разучивания такого репертуара. А это является существенным показателем профессионализма в эстрадном виде музыкального искусства.

Навыки разучивания музыкального материала

Не секрет, что при работе с новым музыкальным материалом в каждом случае исполнитель должен чётко представлять последовательность. Точнее говоря, алгоритм – с чего начинать и чем заканчивать такую работу. В этом процессе надо уметь вычленить главное и второстепенное. Надо заранее представлять степень сложности музыкального произведения. Надо знать подходы к его освоению и уметь вовремя распознать трудности, с которыми придётся столкнуться при разучивании. Надо относиться с любовью и трепетом к творческому процессу по освоению нового репертуара. Всем этим набором умений и навыков, являющихся обязательными в исполнительском искусстве и его преподавании, надо владеть в достаточно полной мере.

Преподаватели.

Работающих в российских учебных заведениях преподавателей специальных дисциплин эстрадного направления условно можно разделить на две группы. Во-первых, это преподаватели, понимающие природу звука голосового аппарата и музыкального инструмента. Они стремятся в своей работе именно к нахождению такой природы и наработке. Во-вторых, это преподаватели, не знающие природу звука голоса или музыкального инструмента, со всеми вытекающими последствиями. Преподаватели обеих групп используют методики, освоенные и наработанные в результате своего обучения. Такое образование они получают в колледже, вузе либо в результате самостоятельной музыкальной подготовки. Деятельность всех преподавателей бывает как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Здесь надо отметить, что сегодня в практике большинства преподавателей эстрадного направления существует так называемая инновационность. По большей части в полной мере она не учитывает главного. А именно данной от природы естественности работы голосового аппарата. «Современный» подход к обучению иногда хорош, но не является панацеей и не всё позволяет. Не позволяет он главного: последовательно и эффективно овладеть азами исполнительской техники. Хотя целью такого «современного» подхода как раз и должен быть результат обучения. По сути, современное обучение часто не позволяет ученикам звучать просто, естественно и при этом профессионально. Хотя  они для этого и учатся. Как показывает практика, обучение обучению рознь.

Методики преподавания часто анонсируются различными начальными, средними и высшими учебными заведениями и представляют собой взгляды на обучение известных зарубежных коучей. Использование этих методик полностью зависит от глубины понимания их педагогом и может быть полезным в процессе обучения и роста ученика. Но панацеей такие методики ни при каких условиях являться не могут. Польза от их применения относительна и условна, и способна проявиться, когда педагог по-настоящему владеет понятием звукового эталона. При этом надо точно знать как, каким способом, с помощью какой методики его достичь. В противном случае, по аналогии с медициной, обучение напоминает лечение симптомов, а не причины болезни. Надо сказать, что

при работе с учениками особо важно внимание к качеству образования вокального звука. Но не меньшее внимание должно уделяться чувствам и ощущениям.

Бывает, что педагог владеет эстрадным репертуаром, но использует в работе с учениками не способствующую быстрому и качественному обучению методику. Получается, что занятия с учениками есть, но КПД низок и эффективность крайне мала. Такая ситуация, увы, не редкость.

Среди причин малоэффективного обучения исполнительскому искусству есть и другие. Кроме несовершенства теоретико-методического, существенным моментом может быть отсутствие личной заинтересованности преподавателя в результатах своего труда. По сути — либо отсутствие профессиональных амбиций, либо отсутствие необходимой финансовой заинтересованности. При таком отношении к конечному результату преподавателю надо делать честный вывод.

При неэффективном процессе обучения небесталанный ученик рано или поздно может осознать, что его успехи, мягко говоря, не соответствуют результатам, к которым он себя готовил. Не соответствуют не только личным ожиданиям, но и ожиданиям его близких. Педагог же при этом, регулярно занимаясь с учеником, вроде бы делает своё дело.

Причины малоэффективного обучения учащийся почти всегда склонен искать в самом себе.

В такой ситуации у ученика может сложиться ощущение собственной музыкальной несостоятельности. В этом случае он начинает поиск признаков собственной бесталанности. И часто находит. Но при этом не осознаёт, что виноват скорее не он сам. Такие размышления могут спровоцировать серьёзную психологическую травму. В дальнейшем психику ученика полностью уже исправить сложно. Даже при возможных будущих положительных результатах занятий с другим преподавателем.

Работа в вузе, участие в конкурсах в качестве члена жюри, наличие учеников-лауреатов, членство в оргкомитетах конкурсов и фестивалей, наличий званий, — всё это не определяет степень профессионализма педагога.

Педагог продвигается по пути профессионального роста в случае, когда он предельно честен с собой. Честен в оценке своих знаний, умений и навыков, точно представляет задачи обучения и владеет эффективной методикой. А также когда способен адекватно оценить результаты своей педагогической деятельности.

В соответствии с таким критическим подходом педагог и должен принимать решение об успешности и результативности своей методики. А при необходимости уметь корректировать собственную деятельность.

В итоге.

В итоге из перечисленных категорий потенциальных преподавателей найти себе по вкусу своего преподавателя труда не составляет. Важно, что ответственность за выбор всегда лежит на самом ученике. И выбирая преподавателя, надо быть внимательным, поступок этот во многом судьбоносен.

При первой и последующих встречах ученик должен осознанно и по возможности объективно оценить педагога. Нельзя забывать, что любому творческому человеку свойственна некоторая неуверенность. Многоопытные преподаватели также иногда испытывают подобную неуверенность. Это неплохо. Но бывает, что в основе поведения преподавателя лежит суета, уклончивость, жёсткость, либо, наоборот, излишняя улыбчивость и обходительность. В этом случае надо задуматься. Задуматься об уровне профессионализма. Наилучшей рекомендацией педагогу является его собственное исполнение произведений.

Любая теория, прочитанная, заученная и переработанная, не может стать основой для методики, если она не прошла настоящий эмпирический путь.

Аристотель: «для того, чтобы судить о каком-то явлении или виде искусства, нужно хотя бы немножечко уметь это делать». Разрабатывать методику пения и учить пению должен педагог, поющий сам. Он должен пройти собственный вокальный профессиональный путь развития и многое уметь, а не постоянно теоретезировать на тему искусства. Лишь человек, испытавший в первую очередь на себе свою методику, имеющий наработки и получивший положительный результат, может передавать её другим. В противном случае выхолащивается сама идея передачи своего опыта.

Преподаватель может принадлежать к любой из перечисленных категорий. Но если на первом занятии ученик не ощутил никакого, даже небольшого, положительного результата, как идти на второе занятие? Разговоры о том, что музыкальное обучение – долгий, постепенный, скрупулёзный процесс справедливы. Но положительный результат с любым учащимся должен быть уже на первом занятии. Ученик хоть чуть-чуть должен ощутить основы будущей исполнительской техники. Основы алгоритма работы голосового аппарата, который ему предстоит освоить. Известно, что своего преподавателя надо найти, как находят своего аранжировщика, аккомпаниатора, врача.

На Земле не было, нет и, скорее, не будет более ответственной профессии, чем врач и учитель.

При той великой миссии, которую несут людям представители этих двух гуманистических профессий, вся деятельность педагога по аналогии с врачом обязательно должна быть подчинена принципу – НЕ НАВРЕДИ!

Педагогам желательно иметь свою клятву подобную врачебной клятве Гиппократа. Причём не только для придания большей торжественности процедуре вручения дипломов и выпуска из учебных заведений.

© Олег Клипп, 2013