Школа Vocal Klipp
Статьи

Как выбрать преподавателя эстрадного вокала

Как выбрать преподавателя эстрадного вокала

Как выбрать преподавателя эстрадного вокала или эстрадного музыкального инструмента? Среди каких категорий музыкантов искать? Подобными вопросами озадачиваются все, кто решил овладеть умениями и навыками в эстрадном исполнительском искусстве.

Сегодня существует две категории профессиональных музыкантов, способных помочь желающему в обретении знаний, умений и навыков в эстрадном музыкальном исполнительском искусстве. Первая – это действующие эстрадные исполнители, вторая – действующие преподаватели эстрадной специализации. Представители обеих категорий музыкантов при желании могут обучать эстрадному виду исполнительского искусства. Рассмотрим подробнее данное утверждение.

Эстрадные исполнители

Гастролирующие артисты

Российская эстрадная музыка всегда была представлена огромным количеством профессионалов и любителей, известными эстрадными исполнителями (вокалисты, инструменталисты) и не очень известными. Эти исполнители способны музицировать сольно или в составе группы музыкантов.

При поиске педагога в категории действующих гастролирующих артистов надо понимать, что все они, как правило, исполняют произведения в стиле, в котором они являются профессионально состоятельны и имеют определённый социальный статус. Такие исполнители постоянно находятся в определённом гастрольном графике и располагаются на не самой низкой ступени социальной лестницы. Всё это при желании потенциального ученика обучаться у них во многом затрудняет саму возможность обучения и вероятность получения небольшой консультации по вопросам, связанным с техникой, исполнительскими качествами, репертуаром, музыкальным образованием. Жизнь артиста – это гастроли, переезды, сцена, постоянная нехватка времени и желания на общение с посторонними, тем более, на какие-либо профессиональные консультации. Подобная занятость, кроме постоянно гастролирующих эстрадных исполнителей, характерна и для артистов, исполняющих собственный репертуар на клубной молодёжной сцене. Обновление исполнительского репертуара таких двух групп артистов, являющееся одним из факторов повышения профессионализма, в силу их высокой востребованности происходит не часто, если происходит вообще. Связано это с тем, что публика желает слышать от данного конкретного артиста или группы исполнителей лишь произведения, ради которых эта самая публика и пришла на концерт.

Здесь надо подчеркнуть, что большинство современных профессиональных постоянно музицирующих исполнителей большой и клубной сцен в силу узкой собственной специализации, как правило, не всегда могут без подготовки спеть или сыграть произведение какого-либо всемирно известного эстрадного артиста. Также не всегда могут показать интересующий гитарный риф или разъяснить особенности гармонии произведения известной популярной группы или исполнителя.

Владение подобными умениями и навыками не только желательно для любого профессионального музыканта, но и является необходимым качеством в эстрадном исполнительском и образовательном процессе.

Не гастролирующие артисты

Существует ещё одна большая группа профессиональных музыкантов, которые, в отличие от первых двух групп, способны исполнять разнохарактерную с точки зрения стилистики эстрадную музыку. Это исполнители, которые, несмотря на по-прежнему царящую на нашей эстрадной музыкальной сцене фонограмму, исключительно живьём исполняют музыкальные произведения. А также владеют огромным количеством наработанных профессиональных умений и навыков, следовательно, и профессиональных возможностей. Таких, обладающих высоким уровнем профессионализма и исполнительских возможностей музыкантов, имеющих достаточно внушительный исполнительский опыт, в нашей стране можно обнаружить исполняющими в ресторанах, в городских и поселковых домах и дворцах культуры. В силу специфики такой исполнительской деятельности они должны владеть репертуаром, состоящим из большого количества эстрадных произведений двадцатого и двадцать первого веков. Эта же специфика даёт им возможность самостоятельно, скрупулёзно и в соответствии с уже личным музыкальным вкусом подбирать и исполнять, наряду с востребованными произведениями, другой, более интеллектуальный и сложный эстрадный репертуар.

Профессиональное владение таким огромным и разнообразным репертуаром позволяет данной группе исполнителей во многом дистанцироваться от современной официальной музыкальной эстрады, от музыкального потока довольно часто звучащего со сцены, с экранов телевизоров, по радио. В отличие от первых групп действующих эстрадных артистов, многие из них с энтузиазмом, основываясь на практически наработанных собственных методиках обучения, в свободное от основной работы время реализовывают себя. Они частно преподают специальные дисциплины эстрадного жанра, а также занимаются студийной звукозаписью и иной музыкальной деятельностью. Такие музыканты, много лет проработав в профессиональных музыкальных коллективах, освоив бесчисленное количество известных и малоизвестных музыкальных произведений, помимо внушительного репертуара и сложившегося прекрасного музыкального вкуса, обладают навыками артистизма и высокой степенью коммуникативности. Обычно они не только досконально знают широкий исполнительский репертуар эстрадного направления, представленный произведениями различной стилистики, но и безупречно владеют практическими навыками и способами разучивания такого репертуара, что является существенным показателем профессионализма в эстрадном виде музыкального искусства.

Навыки разучивания музыкального материала

Не секрет, что при работе с новым музыкальным материалом в каждом конкретном случае каждый исполнитель должен чётко представлять последовательность, точнее говоря, алгоритм подобной работы – с чего начинать и чем её заканчивать. В этом процессе надо уметь вычленить главное и второстепенное, заранее представлять себе степень сложности музыкального произведения, знать различные подходы к его освоению, уметь вовремя распознать трудности, с которыми придётся столкнуться при его разучивании, относиться с любовью и трепетом к подобному творческому процессу освоения нового репертуара. Всем этим набором умений и навыков, являющихся обязательными в исполнительском эстрадном искусстве и его преподавании, они, в большинстве своём, владеют в достаточно полной мере.

Преподаватели

Работающих в различных российских учебных заведениях преподавателей специальных дисциплин эстрадного направления условно также можно разделить на две группы. Первая – это преподаватели, чувствующие природу качественного звучания голосового аппарата или музыкального инструмента и стремящиеся в своей работе с учениками к её наработке. Вторая – это преподаватели, не знающие природу голосового аппарата или музыкального инструмента со всеми вытекающими отсюда последствиями. Преподаватели обеих групп пользуются методиками, освоенными и наработанными в результате собственного обучения в колледже или вузе, либо в результате самостоятельной, по окончании учебного заведения, музыкальной подготовки. Деятельность таких преподавателей бывает как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Здесь надо подчеркнуть, что существующая на сегодняшний день в практике большинства преподавателей эстрадного направления определённая инновационность, по большей части в полной мере не учитывает главного, а именно природной естественности функционирования голосового аппарата. «Современный» подход не всегда позволяет, а то и не позволяет вовсе, их подопечным последовательно, но при этом эффективно и, главное, быстро (два, три года) овладеть азами исполнительской техники. Хотя целью такого «современного» подхода как раз и должно быть качество и скорость обучения. По сути, такой подход не позволяет учащимся в дальнейшем просто и физиологично исполнять эстрадные произведения, осваивая репертуар, параллельно овладевая основами музыкальной грамоты.

Современные методики преподавания эстрадного вокала, анонсируемые различными российскими начальными, средними и высшими учебными заведениями нацелены на снятие мышечных зажимов, на раскрепощение духа и тела. Они основываются на взглядах зарубежных коучей – Сета Риггса, Бретта Меннинга и других, и данные методики полезны и необходимы для использования в процессе обучения и профессионального роста ученика. Но панацеей ни при каких условиях они являться не могут. Польза от применения таких методик способна проявиться тогда, когда педагог по-настоящему владеет понятием звукового эталона и знает, как, каким способом, с помощью какой методики его необходимо достигать. В противном случае, по аналогии с медициной, обучение всегда напоминает лечение симптомов болезни, а не её причины. Необходимо сказать, что

при работе с учениками помимо внимания к качеству исполнения не меньшее внимание преподавателем должно уделяться тому, что они чувствуют, исполняя произведение, получают ли они при этом удовольствие, ощущают ли комфорт.

Распространено также, когда педагог вроде бы владеет репертуаром эстрадного направления, но использует в работе с учениками методику, не способствующую быстрому и качественному обучению. Занятия с учениками при этом есть, но не с необходимым КПД и эффективностью. Такая ситуация встречается не только эстрадном исполнительском искусстве, но и в других.

Среди причин малоэффективного обучения эстрадному исполнительскому искусству кроме несовершенства теоретико-методической оснащённости, существенным моментом может являться просто отсутствие личной заинтересованности преподавателя результатами своего труда. По сути это либо отсутствие профессиональных амбиций, либо отсутствие необходимой финансовой заинтересованности преподавателя. При подобной ситуации безразличного отношения к результатам своего труда надо, во-первых, честно отдавать себе в этом отчёт и, во-вторых, уходить с преподавательской работы.

При неэффективном процессе обучения небесталанный ученик рано или поздно всё же способен осознать, что его успехи, мягко говоря, не соответствуют тем предполагаемым результатам, к которым он себя готовил, не соответствуют его личным ожиданиям или ожиданиям его близких. При этом педагог, регулярно занимаясь с учеником, вроде бы честно, профессионально и серьёзно делает своё дело.

Причины такого малоэффективного обучения учащийся почти всегда склонен искать в самом себе.

В такой ситуации у него, как правило, может возникнуть мысль о его музыкальной несостоятельности, бесталанности, он не осознаёт, что виноват скорее не он сам, а его педагог. Такие размышления, как правило, способны привести ученика к серьёзным психологическим травмам, связанным с его якобы слабым музыкальным потенциалом, и с плохой способностью к любому виду обучения. В дальнейшем, при возможных положительных результатах занятий эстрадным исполнительским искусством психику его полностью исправить сложно. Подобная ситуация очень распространена в эстрадном музыкальном образовании.

Работа в вузе, участие в конкурсах в качестве члена жюри, наличие учеников-лауреатов, членство в оргкомитетах конкурсов и фестивалей, звание заслуженного артиста или работника культуры не определяют степень профессионализма педагога.

Педагог продвигается по пути профессионального роста лишь в случае, когда он предельно честен перед собой в оценке собственных знаний, умений и навыков, присущих профессии, точно представляет задачи обучения, отлично владеет эффективной методикой преподавания, адекватно оценивает результаты собственной педагогической деятельности.

В соответствии с таким критическим подходом педагог и должен принимать решение об успешности применяемой методики в продвижении по избранному пути, о рациональности собственного метода обучения и, при необходимости, обязательной корректировке его.

Нередки случаи когда, при прослушивании и последующем общении с потенциальным учеником или его родителями преподаватель настаивает на необходимости развития природных музыкальных данных ученика или уже приобретённых навыков непосредственно под его руководством. Происходить это может даже несмотря на сомнения ученика относительно собственной музыкально-стилевой предрасположенности к эстрадному жанру и готовности к обучению музыке в принципе. Необходимый же в такой ситуации скрупулёзный профессиональный анализ исполнительских проблем возможного учащегося, его музыкальности и музыкальной гибкости, интонирования, способности к серьёзному обучению эстрадному музыкальному искусству, услышать практически невозможно.

В итоге из вышеперечисленных категорий потенциальных преподавателей при вполне осознанном желании обучаться эстрадному исполнительскому искусству найти себе преподавателя по вкусу труда не составляет, но ответственность за выбор и эффективность процесса обучения всегда лежит на самом ученике. Выбирая преподавателя, ученику надо быть очень внимательным. При первой и ближайших последующих встречах ученик должен осознанно и по возможности объективно уметь оценить педагога, не забывая, однако, что для любого творческого человека в общении не только свойственна, но и естественна некоторая доля неуверенности. Но, если в основе поведения преподавателя суета, уклончивость, жёсткость или, наоборот, излишняя улыбчивость и обходительность, надо задуматься, насколько педагог является профессионалом. Наилучшей рекомендацией педагогу должно быть его собственное исполнение.

Любая теория, прочитанная, заученная и переработанная под собственное видение и ощущения, не может стать основой для методики преподавания музыкальной дисциплины, не пройдя эмпирический путь вместе со своим автором.

Аристотель сказал: «для того, чтобы судить о каком-то явлении или виде искусства, нужно хотя бы немножечко уметь это делать». Разрабатывать методику пения и учить пению должен педагог, поющий сам, то есть прошедший вокальный профессиональный путь развития, а не подсматривающий за кем-то, не теоретезирующий на данную тему. Человек, испытавший в первую очередь на себе и затем других свою методику обучения, имеющий определённые наработки и получивший положительный результат, может передавать её ученикам и фиксировать на бумаге. В противном случае выхолащивается сама идея передачи своего положительного опыта.

К какой категории или группе не принадлежал бы преподаватель, уверен, что в ситуации, когда на первом занятии ученик не ощутил никакого, даже малого, положительного результата, идти на второе занятие к такому преподавателю нельзя. Разговоры о том, что музыкальное обучение – это долгий, постепенный и скрупулёзный процесс справедливы, но положительный результат практически с любым учащимся должен достигаться на первом же занятии. На нём ученик в обязательном порядке должен ощутить на себе основы той исполнительской техники, того алгоритма работы аппарата, который ему предстоит осваивать. Также необходимо ощутить основы того мышления, которое будет способствовать созданию звукового и смыслового образа музыкального произведения. Желательно интуитивно почувствовать насколько данный преподаватель подходит ученику. Известно, что своего преподавателя надо найти, как находят своего аранжировщика, своего аккомпаниатора, своего врача.

На Земле не было, нет и, скорее, не будет более ответственной профессии, чем врач и учитель.

При той великой миссии, которую несут людям представители этих двух самых гуманистических профессий, вся деятельность педагога по аналогии с врачом в обязательном порядке должна быть подчинена принципу – не навреди!

Педагогам желательно иметь свою клятву подобную врачебной клятве Гиппократа, причём не только для придания большей торжественности процедуре вручения дипломов и выпуска из учебных заведений.

Меню