Статьи

Эстрадный вокал. Развитие слуха.

Эстрадный вокал. Развитие слуха. 

Проблемы с музыкальным слухом? Как развить музыкальный слух?

Развитие музыкального слуха — задача одновременно и простая, и сложная. 

Если музыкальный слух нужен, чтобы мурлыкать мелодию любимой песенки себе под нос, то задача развития не столь сложна. Однако позаниматься придётся. Но если музыкальный слух необходим для умения полноценно исполнять вокальные произведения, для сценических выступлений? В этом случае выстраивать его надо вместе и на основе вокальной техники.

Причиной проблем с развитием музыкального слуха, проблем неточного пения часто является не отсутствие музыкального слуха, а отсутствие вокально-технических навыков.

Что такое музыкальный слух?

Музыкальный слух — одна из человеческих способностей слышать и воспроизводить тон определённой высоты. С помощью музыкального слуха мы отличаем один звук от другого. С его помощью умеем воспроизводить разные по высоте звуки. Насколько точно мы можем это делать, насколько уверенно?

В повседневной жизни так или иначе мы соприкасаемся с различными проявлениями музыкального искусства. Это обстоятельство оказывает влияние на многие аспекты нашей жизни. Например, на музыкальность, умение слушать и слышать. При этом большинству из нас важно обладать исполнительскими умениями и навыками. 

Для певческих умений, для умения исполнять нам необходим музыкальный слух.

Неуверенность и страх в пении.

Некоторые могут легко преодолеть границу между неуверенностью и пением. Осторожно или смело, но при благоприятных обстоятельствах они могут спеть, могут выразить себя в музыке. 

Другим выступить публично не позволяет волнение, неуверенность, излишний страх перед самим процессом. Все эти чувства часто мешают подойти к пению просто и осознанно. Состояние неуверенности и даже страха может стать серьёзной помехой. Оно может существенно помешать попытке что-нибудь спеть. Из-за неуверенности или страха человек может навсегда лишить себя возможности выразить свой внутренний мир. 

Страх перед пением, перед вероятностью ошибиться со временем способен загнать в угол кого угодно. Из такого состояния потом очень трудно выбраться, иногда невозможно. При этом почти каждый из нас чувствует внутри наличие природной музыкальности. И эта музыкальность при благоприятных обстоятельствах может помочь в развитии слуха и умении петь. Но многие так ничего и не делают для того, чтобы преодолеть препятствия и дать развитие своей музыкальности. Способность слышать и воспроизводить по умолчанию есть у каждого.

Оказавшись самозапертыми в своей неуверенности и «бесталанности», иногда ругают себя, наблюдая за пением других, не испугавшихся развития. 

Страх часто имеет свои корни. Он может быть результатом чей-то негативной оценки попытки пения. Например, когда неосторожно произнесённое слово или взгляд оказались травмирующими. Распространено, когда человек неплохо попадает в ноты в определённом небольшом диапазоне, а за его пределами не слышит высоту тона и поёт фальшиво.

При неосторожной оценке и высказывании, при негативной самооценке внутри у пытающегося спеть может поселиться комплекс музыкальной неполноценности. Со временем такой комплекс лишь укрепляется и совсем не заинтересован в собственном изгнании.

Причины неразвитого музыкального слуха.

Причин неразвитого и недоразвитого музыкального слуха существует немало. Все они имеют разный характер. 

Во-первых, отсутствие занятий по развитию слуха. 

Во-вторых, невнимание преподавателей музыкальных дисциплин к развитию точной интонации. 

В-третьих, заниженная самооценка способностей, привычка самобичевания. 

В-четвёртых, отсутствие истинного желания, терпения, отсутствие усидчивости. 

В-пятых, угроза собственной идентичности по Мэнсону. 

В шестых, — напрочь отбили охоту к занятиям музыкой в музыкальной школе.

Неточность интонации.

Сценическое пение характеризуется многими составляющими, в том числе и наличием интонационных погрешностей. Мы все живые и никто из нас не застрахован от неточного пения ноты или фразы, от завышения или занижения интонации, от фальши. 

Время от времени любой, даже самый высокопрофессиональный вокалист, может ошибиться. 

Артистов, поющих абсолютно точно, нет. Интонационные ошибки в сценическом исполнении — не редкость. В студийных же условиях, с помощью технических возможностей студийной записи от ошибок можно избавиться. Происходит это при многократном пропевании и перезаписывании одного и того же отрывка произведения, и выборе лучшего.

Неточность интонации часто бывает результатом несовершенства вокальной техники.

Для человека, желающего петь хорошо или профессионально, избавится от неточного пения и неуверенности можно лишь с помощью вокальной техники. При настоящем освоении вокально-технических навыков ошибки слуха постепенно сводятся к нулю.

Как развить музыкальный слух?

Специфика развития музыкального слуха состоит в том, что развивать его надо не отдельными упражнениями, а совместно с вокальной техникой. 

Развитие музыкального слуха без внимания к вокальной технике приводит не к лучшему результату. При этом побочным эффектом может быть зажим голоса. 

Отсутствие вокальной техники лишает голос точного его расположения в резонаторах, лишает тембральной красоты. При таком недоразвитии, когда звук не на месте, интонация неуверена, а тембр неполный. Неполноценность вокального звука вызывает лишь вокальное неудобство, дискомфорт. Голос становится нестабильным, а голосовой аппарат не способен полноценно управлять певческим процессом. Ситуацию, когда голос не может влиять на происходящее с ним, можно назвать «вокальным броуновским движением».

Неточное пение отрицательно воздействует на психику поющего и слушателей, развивает неуверенность в собственных силах. 

Если музыкальный слух развивается только при помощи интонационных упражнений, то в некоторой степени он разовьётся. А настоящий певческий голос — нет.

При внимании лишь к развитию интонационной составляющей пения вокальный голос будет неполноценным. 

Пение таким неполноценным голосом неэффективно и невнятно.

Настоящее же развитие музыкального слуха возможно лишь в тесной связи с развитием вокальной техники.

Когда воспитание певческого голоса происходит с помощью развития вокальной техники, то недостатки слуха быстро нивелируются. Благодаря этому в конечном итоге исчезают. Вследствие этого интонация выравнивается, а диапазон голоса значительно расширяется. Со временем такой подход к развитию музыкального слуха позволяет исполнять произведения высокого уровня сложности. 

Без умения корректно пользоваться голосом человек не может выразить своё внутреннее содержание.

В заключение можно утверждать, что последовательное освоение вокальной техники является основным условием развития слуха у любителей и профессионалов.

© Олег Клипп, 2023