Обучение музыке. Зачем и как учить?
Зачем и как учить музыке детей и взрослых? Основываясь на чём нужно учить музыке? Как отбирать музыкальный материал для обучения музыке? Всё это вопросы, на которые в первую очередь педагоги стремятся получить или уже знают ответы. Мотивация преподавателя и учащегося отличаются и каждая из них имеет собственную специфику. Также отличается мотивация взрослого ученика, ребёнка и родителей обучающегося ребёнка.
Здесь мы рассмотрим некоторые вопросы обучения музыке. Всё здесь сказанное можно с успехом интерполировать на эстрадное вокальное обучение. Хотя, как известно, эстрадное образование всегда имеет собственную специфику.
Зачем и как учить музыке детей и взрослых?
Что есть музыка?
Музыка – это искусство, прежде всего, слуховых впечатлений. Следовательно, музыка всегда либо даёт нам знание об окружающем мире, либо каким-то образом дополняет наше уже существующее знание. При этом слушая, мы и чувствуем, и испытываем, и различаем, и оцениваем, а значит мыслим. Кроме прочего мы ещё и знакомимся с такими понятиями, как ритм, динамика, темп, тембр и т.д. Накопление нами подобных чувств и музыкальных впечатлений обязательно способствует развитию разносторонних музыкальных интересов. А затем развивает наши с вами потребности и способности.
Задачи музыкального воспитания
Но, строго говоря, главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через неё на весь духовный мир человека. В отношении обучения детей В.А.Сухомлинский сказал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается буквально всех сфер жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания».
Процесс или результат
Необходимо кое-что подчеркнуть с позиции сегодняшнего дня, с точки зрения общественной, с точки зрения процесса воспитания. Сам факт вовлечения ребёнка или подростка в активную художественную, в данном случае музыкальную, деятельность является значительно более ценным, чем результат этой деятельности. Известно, что влияние любой музыки на процесс формирования и проявление психики человека огромно. Музыка воздействует на физиологию и эмоциональную сферу нашей с вами психики гораздо сильнее, чем любой иной вид искусства.
Активизация и формирование
В процессе обучения специальным умениям и навыкам в любом виде музыкального искусства, у прилежного ученика помимо специальных способностей развиваются и активизируются внимание, память, мышление, эстетический вкус, эмоциональность. Формируется настоящая потребность в художественно–творческом труде, складываются личностные взгляды и убеждения. Участники больших и малых детских либо студенческих музыкальных коллективов наряду с развитием вышеперечисленных навыков обязательно приобретают ещё и огромный социальный опыт. Формируются такие человеческие качества как взаимовыручка, трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности, возникает чувство радости от совместной музыкально–исполнительской деятельности.
Влияние
Музыкальное воспитание всегда оказывает влияние не только на эмоционально–эстетическое становление личности любого ребёнка, но и на умственное развитие этой личности. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А воспитание ладового чувства связано с развитием способности нервной системы человека к регулированию процессов возбуждения и торможения, протекающих в организме. А эта способность, как известно, лежит в основе любой нашей деятельности, в основе поведения человека.
Основываясь на чём нужно учить музыке?
Радость
Обучение музыке должно обязательно приносить радость. Ощущение радости от музыкально–педагогического процесса — это один из основных признаков точности и продуктивности выбранной преподавателем методики. Радость от нашего непосредственного соприкосновения с музыкой можно испытать, опираясь в методах обучения в основном на творческое начало. Уроки музыки никогда не должны быть формальным времяпрепровождением, в процессе которого выхолащивается сама суть музыкального, творческого образования. Уроки музыки — это очень осторожное и во многом естественное движение по пути раскрытия музыкальных инстинктов ребёнка или взрослого. Обучение любого индивидуума музыке всегда должно проводиться по принципу от простого к сложному, применяя различные способы обнаружения и развития музыкальности.
Виды музыкальной деятельности
Основными видами любой музыкальной деятельности по Б.Л.Яворскому являются:
восприятие, сочинение и исполнение. Восприятие – это наше слушание музыки и, самое главное, слышание её. Сочинение – это композиция. Исполнение же музыки подразумевает профессиональное владение голосом или музыкальным инструментом. Все эти три вида музыкальной деятельности обязательно находятся в определённой неразрывной связи с музыкальностью.
Слушая, сочиняя, исполняя
Слушая музыку, мы знакомимся с новыми музыкальными произведениями и их авторами или же освежаем воспоминания о когда-то прослушанном. Мы способны внутренне оценить произведения с точки зрения эстетической, эмоциональной, фактурной, дифференцируем услышанную музыку по степени сложности. При этом мы часто, обладая определёнными умениями и навыками, оцениваем: сможем ли сами исполнить данное произведение, и если сможем, то как.
Сочинение музыки, как известно, среди этих трёх видов музыкальной деятельности является наиболее для нас сложным. Для сочинения необходимо обязательно знать законы гармонии, владеть каким-либо музыкальным инструментом, иметь развитое художественно–творческое воображение. Желательно не быть банальным в сочинительстве или, что ещё хуже, плагиатором. Б.В.Асафьев утверждал, что «с развитием полезных слуховых навыков через слушание музыки и музыкально–исполнительскую работу, развиваются и музыкально–творческие навыки. Их необходимо воспитывать потому, что тот, кто ощутил в любой сфере радость творчества, будет воспринимать и ценить всё самое лучшее с большей интенсивностью, чем пассивный слушатель».
Исполняя же, мы всегда формируем личный исполнительский репертуар, в большей или меньшей степени работаем над художественным образом, который требуется воплотить в конкретном произведении. Активно развиваем тембр, слух, музыкальное мышление, обогащаем иные исполнительские возможности.
В воспитании творческого начала, без которого невозможно по–настоящему ни исполнять, ни сочинять музыку, огромную роль должна играть импровизация. Импровизация, конечно, важна как приём в джазовом исполнительстве, но она ещё, как ничто другое, способна подтолкнуть нас к настоящей самостоятельной осмысленной творческой деятельности.
Музыкальная деятельность
Музыкальная деятельность, с точки зрения обучения музыке, должна представлять собой определённый процесс. В нём для выработки умений и навыков необходимо обязательно привлекать к участию и активизировать многие и различные нервные механизмы: слуховой, голосовой, зрительный, тактильный, общедвигательный. В этом случае наше обучение будет подчинено принципу комплексности музыкального развития.
Как отбирать музыкальный материал для обучения музыке?
При выборе музыкального материала всегда необходимо быть очень осторожным. Часто бывает так, что произведение представляется преподавателю высокохудожественным и эстетически ёмким. Но по факту оно не способно нас зацепить и считается нами неким анахронизмом, не заслуживающей внимания архаикой, не современным продуктом. При такой ситуации, и это распространено, любой из нас может навсегда потерять интерес к какому-либо обучению музыке.
Поэтому сегодня одной из основных задач преподавателя должна быть умелая, основанная на тонком чутье, профессионализме, учитывающая сегодняшнюю музыкальную картину мира работа с музыкальным материалом. Следовательно, со стороны педагога, наряду с остальным, необходима работа по формированию художественно–эстетического и нравственного вкуса ученика. Произведения желательно отбирать не только по содержанию и художественной ценности, но и по восприимчивости и эмоциональной сложности. А также в соответствии с возрастом и уровнем общего и музыкального развития любого ученика.
Д.Б.Кабалевский говорил, что значительная часть педагогов во всём мире стоит на той точке зрения, что музыкальное воспитание должно строится на органичном сочетании трёх элементов: народной, классической и современной музыке. Чаще всего сегодня споры научного сообщества касаются третьего элемента – современной, как правило, эстрадной музыки.
Сегодня, благодаря проникновению мировой музыкальной культуры, с её разнообразием стилей, жанров и направлений, во все средства массовой информации, у учеников довольно рано, а именно в домашней среде, вне школы, формируются собственные музыкальные приоритеты, пристрастия и вкусы. Поэтому не догма и не формализм со стороны педагога должны быть определяющими на любом этапе выбора и работы с исполнительским репертуаром.
Со стороны педагога всегда обязательно чуткое, внимательное отношение к мнению самого ученика. Необходимо постоянное развитие специальных знаний, умений и навыков, основанное на принципе связи с практикой, а также постепенности и последовательности обучения. То есть, всегда надо учитывать современные тенденции развития любого вида музыкального искусства, любого жанра. Усложнение же музыкального материала и повышение исполнительских качеств должно осуществляться по мере усвоения задач, поставленных педагогом перед учеником.
© Олег Клипп, 2015