Вокал. Голосообразование и его компоненты.
Вопросы качества звукообразования и голосообразования являются судьбоносными в искусстве пения и в дальнейшем нами будут тщательно рассмотрены. Данная статья о теориях голосообразования.
Наиболее известные теории.
На современном этапе развития науки о певческом голосе существует несколько теорий голосообразования: миоэластическая, биомеханическая, нейрохронаксическая, мукоондуляторная. Все они достаточно подробно описаны в ряде работ различных авторов.
Миоэластическая была выдвинута в XIX веке. Согласно этой теории, голос образуется благодаря вибрациям голосовых складок вследствие «борьбы» подскладочного давления с эластичностью голосовых мускулов.
Биомеханическая теория, не отрицая фактора эластичности голосовых складок, дополняет трактовку причин замыкания голосовой щели наличием эффекта Бернулли, создающего отрицательное давление в месте сужения голосового тракта на уровне источника звука.
Нейрохронаксическая теория была сформулирована французским учёным Раулем Юссоном в пятидесятых годах XX столетия. По этой теории голосовые складки вибрируют не пассивно под влиянием напора воздушной струи, а активно со скоростью импульсов из центральной нервной системы. Импульсы эти поступают со звуковой частотой по двигательному нерву гортани.
Однако ни одна из этих теорий не может достаточно полно объяснить все загадки функционирования голосового аппарата человека.
Мукоондуляторная теория.
Заслуживает внимания и мукоондуляторная теория фонации, выдвинутая J.Pirello в 1962 году. Автор утверждал, что оценить деятельность голосовых мышц можно лишь на основании данных электромиографических (мышцы и окончания периферических нервов) исследований. Но исследования с помощью данного метода не выявили синхронности между биоэлектрическими потенциалами двигательных систем и издаваемым тоном.
По данным сверхбыстрой киносъемки голосовые складки вибрируют не как единое целое, не как две ровно соприкасающиеся нитки, а частицы их массы движутся по эллипсовидной траектории. Слизистая оболочка голосовых складок также совершает аналогичные волнообразные движения снизу вверх.
Основываясь на стробоскопических наблюдениях и учитывая специфическую подвижность слизистой оболочки голосовых складок, автор мукоондуляторной теории утверждал, что называемое вибрацией голосовых складок есть не что иное, как своеобразное волнообразное скольжение слизистой оболочки, покрывающей голосовые складки.
На рисунках видно скольжение слизистой оболочки голосовых складок относительно их мышечных масс.
Это волнообразное движение берет начало в подскладочной области и распространяется вверх, к щитовидному хрящу. Затем продолжается спереди назад, проходит по краю голосовых складок по верхней их поверхности и медленно гаснет. Однако перед тем, как погаснуть первой волне, в подскладочной области появляется вторая волна и т. д.
Это волнообразное движение расслабленной слизистой оболочки совершается пассивно и возникает благодаря «всасыванию» слизистой оболочкой стенок подскладочной области, по принципу эффекта Бернулли.
По этой теории в изменении толщины и формы голосовых складок участвуют ларингеальные (гортанные) мышцы. Такая способность слизистой совершать волнообразные движения, соответствующие частоте производимого тона, возникает при пении.
Видеосъёмка голосообразования.
Для понимания сложности работы голосовых складок при пении и опасности попыток управления ими грубым вмешательством большой интерес представляют исследования К. Салимбени и Е. Алаймо из Флоренции (Юшманов. Вокальная техника и её парадоксы. 2002). Они наблюдали стробоскопическую картину вибраций голосовых складок снизу через трахеотомическое отверстие у пациента во время хирургической операции.
На видеомагнитофонной записи было отмечено, что сначала сближаются верхние края голосовых складок и подскладочное пространство приобретает форму конуса с верхушкой в голосовой щели. Затем воздух увлекает с собой слизистую оболочку подсвязочного пространства голосовых мышц, и слизистая в виде волн смещается вверх, поднимаясь к краю голосовой щели. Под давлением воздуха голосовая щель приобретает эллипсовидную форму, несколько раздвигается, и пространство её заполняется смещенной слизистой оболочкой, вибрирующей в потоке проходящего снизу вверх воздуха.
Аналогичные волнообразные движения наблюдались при сверхскоростной киносъемке, запечатлевшей оболочку губ музыканта во время игры на трубе. Киносьёмка была описана Г.Т. Бекбулатовым. Называлась статья «Некоторые параллели физических и биологических основ голосообразования и губного звукообразования», была напечатана в журнале вестник оториноларингологии, 1970 №5. Это подтверждает аналогию процесса звукообразования голосовыми складками и губами трубача.
Волнообразные перемещения слизистой оболочки можно сравнить с рябью на поверхности воды под действием ветерка. Если ветер дует неравномерно, порывисто, то на поверхности воды образуются своеобразные завихрения, способные привести к хаосу в волновом процессе. Поэтому, в вокале важна равномерность и экономность фонационного процесса, а первый толчок воздушной струи должен начинаться с мягкой атаки звука.
Мягкая атака.
Главное условие пения – свобода всех мышц голосового аппарата, а также слизистой оболочки.
Твёрдая атака звука часто провоцирует появление мышечных зажимов, нарушает гармоничность волнообразных движений слизистой на протяжении всей фонации. Поэтому пение требует использования преимущественно мягкой атаки звука.
Мягкая атака – это не расслабленное и вялое звукообразование, а активное, но мягкое, интонационно точное, прикосновение к звуку, которое должно наполнить звук вокальной энергией. При таком биомеханизме пения, основанном на мягкой атаке звука, голосовые складки играют пассивную роль, и их движения при этом подчиняются законам аэродинамики. Мускулатура складок принимает участие в пении лишь благодаря своей эластичности и тонусу, а не активным и размеренным движениям.
Концептуальная модель голосообразования с точки зрения мукоондуляторной теории наиболее адекватно отражает сущность вокального процесса, что подтверждается рядом исследований.
Совершенствование вокальной функции связано с формированием условно-рефлекторных механизмов на уровне высшей нервной деятельности при активном участии слуха.
В итоге.
Анализ научной литературы свидетельствует о сложности механизма голосообразования. Существующие теории вокального голосообразования, порой противоречивые, в основном лишь дополняют друг друга. Это говорит о том, что подлинной теории голосообразования до сих пор пока не существует.
С позиций современной нейрофизиологии не совсем целесообразно альтернативно ставить вопрос о природе механизма голосообразования. Ясно, что мы имеем дело с сокращениями различных групп мышц, в том числе мышц голосового аппарата. Как любые мышцы, они могут активизироваться в результате нейрогенного посыла – потока импульсов, идущих к ним по специальному нервному каналу. Но это не исключает значения воздушного столба в колебании голосовых складок, т. е. миоэластического компонента в голосообразовании.
Основные параметры воздушного потока определяются деятельностью дыхательной системы, а, следовательно, в конечном счете, имеют также нейрогенное происхождение.
© Олег Клипп, 2005